Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Можно родиться Моцартом, но им так и не стать

"Гений делает то, что должен; талант - то, что может"

Опубликовано 17 Апреля 2019 в 05:10 EDT

…Каждый из нас рождается со своей нейронной сетью, более того - у маленьких детей нейронов больше, чем у взрослых; позже за ненадобностью они исчезают. Дальше…
Гостевой доступ access Подписаться

"Homo sapiens" воз­ник на Зем­ле око­ло 250 ты­сяч лет то­му на­зад. Раз­ви­тый ин­теллект поз­во­лил че­лове­ку ра­зум­но­му за­селить всю пла­нету. И на про­тяже­нии су­щес­тво­вания че­лове­чес­тва во все вре­мена по­яв­ля­лись лю­ди, об­ла­да­ющие ред­ки­ми, вы­да­ющи­мися спо­соб­ностя­ми в раз­личных об­ластях  как в му­зыке, ли­тера­туре, ма­тема­тике, ис­кусс­тве. Та­ких лю­дей на­зыва­ли вун­деркин­да­ми или ге­ни­ями или де­ти-ин­ди­го. Ге­ни­аль­ность - это на­ивыс­шая сте­пень про­яв­ле­ния твор­ческих сил че­лове­ка, ко­торая свя­зана с соз­да­ни­ем ка­чес­твен­но но­вых, уни­каль­ных тво­рений, от­кры­ти­ем ра­нее  не­из­ве­дан­ных проб­лем, фи­зичес­ких, ма­тема­тичес­ких и мно­жес­тва дру­гих за­конов при­роды. Ге­ний - это че­ловек, на­делён­ный не­за­уряд­ным умом и та­лан­том, дос­тигший неп­ревзой­дён­ных ре­зуль­та­тов в ка­кой-ли­бо сфе­ре де­ятель­нос­ти  и спо­соб­ный выс­ка­зать  нес­тандар­тные идеи. Ге­ний - это выс­шая сте­пень про­яв­ле­ния та­лан­та и  ума че­лове­ка, нап­ри­мер:

Твор­ческий ге­ний Пуш­ки­на; Пуш­кин прек­расно знал, что он ге­ни­ален. Но у не­го бы­ло дос­та­точ­но ума и ос­то­рож­ности, что­бы ни­кому об этом не го­ворить. Ху­дожес­твен­ный ге­ний Ван Го­га, ко­торый  не да­вал ему средств к су­щес­тво­ванию.

Что же фор­ми­ру­ет че­лове­ка: ге­нети­ка ( нас­ледс­твен­ность) или ок­ру­жа­ющая сре­да?

Над за­гад­кой ге­ни­аль­нос­ти бь­ет­ся не од­но по­коле­ние уче­ных. Од­ни счи­та­ют, что все де­ло - в осо­бен­ностях ге­нов и стро­ении моз­га. Дру­гие уве­рены, что да­рови­тость про­яв­ля­ет­ся лишь при на­личии ред­кой бо­лез­ни. "Ге­ний - это на 99 про­цен­тов труд до из­не­може­ния и на один про­цент иг­ра во­об­ра­жения" - го­ворил То­мас Эди­сон. А у со­вет­ско­го ге­нети­ка Вла­дими­ра Эф­ро­им­со­на дру­гая точ­ка зре­ния: "Изу­чение би­ог­ра­фий и па­тог­ра­фий ге­ни­ев всех вре­мён и на­родов при­водит к не­умо­лимо­му вы­воду: ге­ни­ями рож­да­ют­ся". А что из это­го прав­да, ска­зать по­ка не мо­жет ник­то…

Вун­деркин­ды - де­ти, ко­торые пре­вос­хо­дят в ин­теллек­ту­аль­ном раз­ви­тии сво­их сверс­тни­ков. Бу­дучи деть­ми, они мо­гут ов­ла­деть нес­коль­ки­ми про­фес­си­ями и до­бить­ся в них вы­сот еще в школь­ном воз­расте.

Ге­ни­аль­ность и ода­рен­ность - это от­кло­нение от нор­мы в стро­ении моз­га. Ге­нетик В. Эф­ро­им­сон ут­вер­жда­ет, что она да­ет­ся од­но­му из ты­сячи, раз­ви­ва­ет­ся у од­но­го из мил­ли­она и толь­ко один из 10 мил­ли­онов ста­новит­ся нас­то­ящим ге­ни­ем. Эти спо­соб­ности пе­реда­ют­ся по нас­ледс­тву. А то, как и ког­да они про­явят­ся, уже за­висит от внеш­них фак­то­ров. Их не­воз­можно взрас­тить од­ни­ми уси­лен­ны­ми за­няти­ями. Как пра­вило, ро­дите­ли ге­ни­ев не при­лага­ют чрез­мерных уси­лий в обу­чении ре­бен­ка. Де­ти стре­мят­ся изу­чать то, что им нра­вит­ся, а взрос­лые, ви­дя эти ин­те­ресы, их под­держи­ва­ют. Вун­деркин­ды про­яв­ля­ют свои спо­соб­ности уже в ран­нем воз­расте. Эти спо­соб­ности мо­гут от­но­сить­ся к лю­бым ин­теллек­ту­аль­ным сфе­рам де­ятель­нос­ти: ма­тема­тике, фи­зике, му­зыке, эн­цикло­педи­чес­ким зна­ни­ям и так да­лее. Уже в ран­нем воз­расте они мо­гут пос­ту­пить в ин­сти­тут, за­кон­чить его и за­щитить дис­серта­цию, тог­да как их сверс­тни­ки еще учат­ся в шко­ле; ода­рен­ные де­ти с му­зыкаль­ны­ми спо­соб­ностя­ми пи­шут опе­ры; со спо­соб­ностя­ми к шах­ма­там - ста­новят­ся чем­пи­она­ми.

Воп­ре­ки рас­простра­нен­но­му мне­нию, что из вун­деркин­дов не по­луча­ет­ся ни­чего осо­бен­но­го, час­то они и в зре­лос­ти ос­тавля­ют свою ге­ни­аль­ность при се­бе…и ос­та­ют­ся аб­со­лют­но ор­ди­нар­ны­ми людь­ми.

Не­боль­шой эк­скурс в ис­то­рию ге­ни­ев.

Вспом­ним:  Ло­моно­сов Ми­ха­ил Ва­силь­евич был сы­ном по­мора, чи­тать и пи­сать на­учил­ся в 14 лет, за чте­ние был бит ма­чехой, треть­ей же­ной от­ца. Это ста­ло при­чиной его по­бега в сто­лицу. Ка­кая ок­ру­жа­ющая сре­да мог­ла пов­ли­ять на мо­лодо­го че­лове­ка, как об­ра­зова­лась та­кая ген­ная струк­ту­ра, ко­торая поз­во­лила Ло­моно­сову вой­ти в на­уку пер­вым хи­миком; он дал фи­зичес­кой хи­мии оп­ре­деле­ние, весь­ма близ­кое к сов­ре­мен­но­му, и пред­на­чер­тал об­ширную прог­рамму фи­зико-хи­мичес­ких ис­сле­дова­ний. Его мо­леку­ляр­но-ки­нети­чес­кая те­ория теп­ла во мно­гом пред­восхи­тила сов­ре­мен­ное пред­став­ле­ние о стро­ении ма­терии и мно­гие фун­да­мен­таль­ные за­коны, в чис­ле ко­торых од­но из на­чал тер­мо­дина­мики.

Ло­моно­сов за­ложил ос­но­вы на­уки о стек­ле. Ас­тро­ном, при­борос­тро­итель, ге­ог­раф, ме­тал­лург, ге­олог, по­эт, фи­лолог, ху­дож­ник, ис­то­рик и ге­не­алог, по­бор­ник раз­ви­тия оте­чес­твен­но­го прос­ве­щения, на­уки и эко­номи­ки. Раз­ра­ботал про­ект Мос­ков­ско­го уни­вер­си­тета, впос­ледс­твии наз­ванно­го в его честь. От­крыл на­личие ат­мосфе­ры у пла­неты Ве­нера. Мож­но еще дол­го го­ворить о да­рова­нии уче­ного и по­эта, но ос­та­ет­ся воп­рос, как че­ловек смог внес­ти в на­уку по­доб­ные зна­ния, не имея спе­цифи­чес­ко­го на­бора ге­нов и от­ку­да эти ге­ны смог­ли про­явить­ся у по­том­ка не­об­ра­зован­но­го по­мора? Воп­рос ос­та­ет­ся от­кры­тым, ес­ли толь­ко мож­но пред­по­ложить, что пра­роди­тели на­шего ге­ния нес­ли в се­бе вы­да­ющи­еся за­дат­ки.

Да­лее: рож­да­ет­ся Мо­царт, его отец был му­зыкан­том. Му­зыкаль­ные спо­соб­ности его про­яви­лись в очень ран­нем воз­расте: в три го­да он са­дил­ся за инс­тру­мент и мог по­дол­гу раз­вле­кать­ся под­бо­ром соз­ву­чий. Кро­ме то­го, он за­поми­нал от­дель­ные мес­та му­зыкаль­ных пь­ес, ко­торые слы­шал, и мог про­иг­рать их на кла­веси­не. Это про­из­ве­ло боль­шое впе­чат­ле­ние на от­ца, Ле­ополь­да. В че­тыре го­да отец на­чал ра­зучи­вать с ним на кла­веси­не не­боль­шие пь­есы и ме­ну­эты. Поч­ти сра­зу же Воль­фганг хо­рошо на­учил­ся их иг­рать. Вско­ре у не­го воз­никло стрем­ле­ние к са­мос­то­ятель­но­му твор­чес­тву: уже в пять лет он со­чинял ма­лень­кие пь­есы, ко­торые отец за­писы­вал на бу­маге. Му­зыкаль­ные спо­соб­ности Воль­фган­га бы­ли уди­витель­ны: в шесть лет он, по­мимо кла­веси­на, прак­ти­чес­ки са­мос­то­ятель­но вы­учил­ся иг­рать на скрип­ке. Пси­холо­ги нас­то­ятель­но ре­комен­ду­ют слу­шать му­зыку Мо­цар­та, сни­ма­ющую стресс и пси­хоз, ус­по­ка­ива­ющую деп­рессию - это ис­клю­читель­но це­леб­ная му­зыка. В дан­ном слу­чае мы с уве­рен­ностью мо­жем ска­зать, что в ге­ни­аль­нос­ти Мо­цар­та сли­лись во­еди­но как ге­ны, так и ок­ру­жа­ющая сре­да.

Еще при­мер: Па­гани­ни - скри­пач-вир­ту­оз, был сы­ном груз­чи­ка. Ког­да маль­чи­ку ис­полни­лось пять лет, отец, за­метив спо­соб­ности сы­на, на­чал учить его му­зыке сна­чала на ман­до­лине, а с шес­ти лет - на скрип­ке. По вос­по­мина­ни­ям са­мого му­зыкан­та, отец стро­го на­казы­вал его, ес­ли он не про­яв­лял дол­жно­го при­лежа­ния, и это впос­ледс­твии ска­залось на его и без то­го сла­бом здо­ровье. Од­на­ко Ник­ко­ло сам всё бо­лее ув­ле­кал­ся инс­тру­мен­том и усер­дно ра­ботал, на­де­ясь най­ти ещё не­из­вес­тные со­чета­ния зву­ков, ко­торые уди­вили бы слу­шате­лей. Маль­чи­ком он на­писал нес­коль­ко про­из­ве­дений для скрип­ки, ко­торые бы­ли труд­ны, од­на­ко сам он их ус­пешно ис­полнял.  Про жизнь это­го ве­лико­го скри­пача я от­сы­лаю вас к кни­ге Ви­ног­ра­дова "Осуж­де­ние Па­гани­ни" - по­лучи­те ко­лос­саль­ное удо­воль­ствие.

При­мер: Эй­нштейн. Сын сов­ла­дель­ца пред­при­ятия по про­из­водс­тву мат­ра­сов и пе­рин, мать - из семьи тор­говца ку­куру­зой. Во вре­мя уче­бы он блес­тя­ще про­явил се­бя в ма­тема­тике и фи­зике, но про­валил эк­за­мены по бо­тани­ке и фран­цуз­ско­му язы­ку. Эй­нштейн - ге­ний на все вре­мена, он ав­тор бо­лее 300 на­уч­ных ра­бот по фи­зике, а так­же око­ло 150 книг и ста­тей в об­ласти ис­то­рии и фи­лосо­фии на­уки, пуб­ли­цис­ти­ки и др. Он раз­ра­ботал нес­коль­ко зна­читель­ных фи­зичес­ких те­орий:

Спе­ци­аль­ная те­ория от­но­ситель­нос­ти (1905). В её рам­ках - за­кон вза­имос­вя­зи мас­сы и энер­гии: E=mc^2
Об­щая те­ория от­но­ситель­нос­ти (1907-1916)
Кван­то­вая те­ория фо­то­эф­фекта
Кван­то­вая те­ория теп­ло­ём­кости
Кван­то­вая ста­тис­ти­ка Бо­зе - Эй­нштей­на
Ста­тис­ти­чес­кая те­ория бро­унов­ско­го дви­жения, за­ложив­шая ос­но­вы те­ории флук­ту­аций
Те­ория ин­ду­циро­ван­но­го из­лу­чения
Те­ория рас­се­яния све­та на тер­мо­дина­мичес­ких флук­ту­аци­ях в сре­де.
Он так­же пред­ска­зал "кван­то­вую те­лепор­та­цию", пред­ска­зал и из­ме­рил ги­ромаг­нитный эф­фект Эй­нштей­на - де Ха­аза.

С 1933 го­да ра­ботал над проб­ле­мами кос­мо­логии и еди­ной те­ории по­ля. Ак­тивно выс­ту­пал про­тив вой­ны, про­тив при­мене­ния ядер­но­го ору­жия, за гу­манизм, ува­жение прав че­лове­ка, вза­имо­пони­мание меж­ду на­рода­ми.

Эй­нштей­ну при­над­ле­жит ре­ша­ющая роль в по­пуля­риза­ции и вве­дении в на­уч­ный обо­рот но­вых фи­зичес­ких кон­цепций и те­орий. В пер­вую оче­редь это от­но­сит­ся к пе­рес­мотру по­нима­ния фи­зичес­кой сущ­ности прос­транс­тва и вре­мени и к пос­тро­ению но­вой те­ории гра­вита­ции вза­мен нь­юто­нов­ской. Эй­нштейн так­же, вмес­те с План­ком, за­ложил ос­но­вы кван­то­вой те­ории. Эти кон­цепции, мно­гок­ратно под­тверждён­ные эк­спе­римен­та­ми, об­ра­зу­ют фун­да­мент сов­ре­мен­ной фи­зики.

Что сыг­ра­ло ре­ша­ющую роль в фор­ми­рова­нии пот­ря­са­ющей ге­ни­аль­нос­ти Аль­бер­та Эй­нштей­на? - от­вет за чи­тате­лем.

И­осиф Брод­ский: по­эт, эс­се­ист, дра­матург, пе­ревод­чик. Его мать - пе­ревод­чи­ца, отец - мор­ской офи­цер. Он ушел из вось­мо­го клас­са, ус­тро­ил­ся на за­вод фре­зеров­щи­ком, ра­ботал в мор­ге, был ко­чега­ром, учас­тво­вал в эк­спе­дици­ях. Во вре­мена Хру­щева был осуж­ден за ту­не­ядс­тво.

Судья: Чем вы за­нима­етесь?

Брод­ский: Пи­шу сти­хи. Пе­рево­жу. Я по­лагаю…

Судья: Ни­каких "я по­лагаю". Стой­те как сле­ду­ет! Не прис­ло­няй­тесь к сте­нам!  У вас есть пос­то­ян­ная ра­бота?

Брод­ский: Я ду­мал, что это пос­то­ян­ная ра­бота.

Судья: От­ве­чай­те точ­но!

Брод­ский: Я пи­сал сти­хи! Я ду­мал, что они бу­дут на­печа­таны. Я по­лагаю…

Судья: Нас не ин­те­ресу­ет "я по­лагаю". От­ве­чай­те, по­чему вы не ра­бота­ли?

Брод­ский: Я ра­ботал. Я пи­сал сти­хи.

Судья: Нас это не ин­те­ресу­ет...

По вос­по­мина­нию Брод­ско­го, в пси­хи­ат­ри­чес­кой боль­ни­це, в ко­торой он про­вел три не­дели, к не­му при­меня­ли "ук­рутку": "Глу­бокой ночью бу­дили, пог­ру­жали в ле­дяную ван­ну, за­вора­чива­ли в мок­рую прос­ты­ню и по­меща­ли ря­дом с ба­таре­ей. От жа­ра ба­тарей прос­ты­ня вы­сыха­ла и вре­залась в те­ло". Ре­шени­ем это­го без­нравс­твен­но­го су­да Брод­ский  был при­гово­рён к мак­си­маль­но воз­можно­му по Ука­зу о "ту­не­ядс­тве" на­каза­нию - пя­ти го­дам при­нуди­тель­но­го тру­да в от­да­лён­ной мес­тнос­ти. Он был сос­лан (эта­пиро­ван под кон­во­ем вмес­те с уго­лов­ны­ми зак­лю­чён­ны­ми) в Ко­нош­ский рай­он Ар­хангель­ской об­ласти.  Это страш­ные стра­ницы со­вет­ско­го вре­мени.

Брод­ский - бес­спор­но ге­ни­ален. В 1987 го­ду И­оси­фу Брод­ско­му бы­ла при­суж­де­на Но­белев­ская пре­мия по ли­тера­туре с фор­му­лиров­кой "За все­объ­ем­лю­щую ли­тера­тур­ную де­ятель­ность, от­ли­ча­ющу­юся яс­ностью мыс­ли и по­эти­чес­кой ин­тенсив­ностью".

Мож­но бес­ко­неч­но при­водить при­меры из­вес­тных нам ге­ни­ев: Пуш­кин, по­гиб­ший в 37 лет; Лер­монтов - в 27, Бай­рон - в 37, Го­голь, Шек­спир, Сти­вен Хо­кинг, Гри­горий Пе­рель­ман и сот­ни не­наз­ванных здесь.

Что же еще мо­жет оп­ре­делять ге­ни­аль­ность? Мо­жет раз­мер го­ловы? Вес моз­га Ана­толя Фран­са был 980 гр, Ль­ва Тол­сто­го - 2000 гр - оба бы­ли ге­ни­ями. Мозг Эй­нштей­на ве­сит 1230 г, что мень­ше, чем сред­ний вес моз­га обыч­но­го взрос­ло­го муж­чи­ны в этом воз­расте, сос­тавля­ющий 1400 г. Но в ко­ре го­лов­но­го моз­га Эй­нштей­на плот­ность ней­ро­нов нам­но­го боль­ше сред­неста­тис­ти­чес­ких зна­чений. Зна­чит, не раз­мер го­ловы яв­ля­ет­ся ме­рилом ге­ни­аль­нос­ти. Мо­жет, стро­ение моз­га, сте­пень раз­ви­тия и свя­зей ней­рон­ной сис­те­мы?

Каж­дый из нас рож­да­ет­ся со сво­ей ней­рон­ной сетью, бо­лее то­го, у ма­лень­ких де­тей ней­ро­нов боль­ше, чем у взрос­лых, поз­же за не­надоб­ностью они ис­че­за­ют. Даль­ше на этой ней­рон­ной се­ти пи­шет­ся текст на­шей жиз­ни. Вид­но все: что ел, пил, с кем об­щался. Ес­ли нет бо­лез­ни Аль­цгей­ме­ра или Пар­кинсо­на, то мозг хра­нит всю ин­форма­цию, ми­мо ко­торой он про­шел, уню­хал, поп­ро­бовал, вы­пил и так да­лее, все там ле­жит. По­это­му: "нель­зя чи­тать глу­пые кни­ги, об­щать­ся с не­дале­кими людь­ми, слу­шать пло­хую му­зыку, есть не­качес­твен­ную еду, смот­реть без­дарные филь­мы" - го­ворит ней­ро­лин­гвист Тать­яна Чер­ни­гов­ская.

Сог­ласно дан­ным, по­лучен­ным в ре­зуль­та­те пос­ледних ис­сле­дова­ний, ба­ланс при­роды и вос­пи­тания в фор­ми­рова­нии лич­ности ре­бен­ка варь­иру­ет­ся в за­виси­мос­ти от то­го, где он жи­вет.

У каж­до­го че­лове­ка две при­роды: ге­ны, то есть нас­ледс­твен­ность, ко­торы­ми мы об­ла­да­ем с рож­де­ния и вос­пи­тание. Мно­гое в фор­ми­рова­нии лич­ности за­висит от ок­ру­жа­ющей сре­ды, в ко­торой рас­тет че­ловек. Все эти фак­то­ры вли­яют на рост, вес, наш IQ, и риск раз­ви­тия по­веден­ческих проб­лем или а­утиз­ма. Уче­ные, на­конец, об­на­ружи­ли, нас­коль­ко силь­ны фак­то­ры ок­ру­жа­ющей сре­ды в оп­ре­деле­нии каж­дой из черт лич­ности че­лове­ка, по срав­не­нию с вли­яни­ем ДНК.

В хо­де наб­лю­дений уче­ные вы­яс­ни­ли, что од­на и та же ха­рак­те­рис­ти­ка мо­жет сфор­ми­ровать­ся, как под вли­яни­ем ок­ру­жа­ющей сре­ды, так и за­висеть от ге­нети­ки. Это мо­жет ка­сать­ся раз­личных об­ластей од­но­го и то­го же го­сударс­тва. Нап­ри­мер, ис­сле­дова­ния на тер­ри­тории Ве­ликоб­ри­тании по­каза­ли, что в 60 про­цен­тах по­веде­ние школь­ни­ков за­висит имен­но от ге­нов. Од­на­ко, ког­да речь ка­са­ет­ся не­пос­редс­твен­но Лон­до­на, оче­вид­но, что ог­ромней­шее вли­яние ока­зыва­ет ок­ру­жа­ющая сре­да. Нап­ри­мер, по­падая в ком­па­нию дру­зей, че­ловек - под­росток по­нево­ле по­пада­ет под их вли­яние. Его лич­ность на­чина­ет фор­ми­ровать­ся бла­года­ря тем, кто его ок­ру­жа­ет. То же са­мое мож­но ска­зать и про фор­ми­рова­ние ду­хов­ных и жиз­ненных цен­ностей: ос­но­вопо­лага­ющую роль в раз­ви­тии лич­ности че­лове­ка иг­ра­ет ге­нети­ка. Од­на­ко кто и что нас ок­ру­жа­ет очень важ­но при фор­ми­рова­нии пра­виль­ных цен­ностей и по­нятий. Наб­лю­дения за близ­не­цами на­ибо­лее яр­ко ил­люс­три­ру­ют кар­ти­ну то­го, нас­коль­ко раз­личны лю­ди с иден­тичным на­бором ге­нов, но жи­вущие в со­вер­шенно раз­личных ус­ло­ви­ях.

Мозг плас­ти­чен не толь­ко в детс­тве, как счи­тали рань­ше. До­каза­но: он об­ра­зу­ет но­вые ней­рон­ные свя­зи до кон­ца жиз­ни. Лю­бая ра­бота, кро­ме скуч­ной и ру­тин­ной, при­носит поль­зу для моз­га. Глав­ное - иметь де­ло с пос­то­ян­но ме­ня­ющей­ся, слож­ной ин­форма­ци­ей. Спо­соб­ность по­лучить вы­сокок­лас­сное об­ра­зова­ние мо­жет стать эли­тар­ной при­виле­ги­ей, дос­тупной толь­ко "пос­вя­щен­ным". Италь­ян­ский учё­ный, фи­лософ, спе­ци­алист по сред­не­веко­вой эс­те­тике, те­оре­тик куль­ту­ры, ли­тера­тур­ный кри­тик, пи­сатель, пуб­ли­цист Ум­берто Эко в сво­ем ро­мане "Имя ро­зы", пред­ла­га­ет впус­кать в Биб­ли­оте­ку толь­ко тех, кто уме­ет и  кто го­тов вос­при­нимать слож­ные зна­ния. Ге­ний это то, че­му нель­зя на­учить или на­учить­ся.

Ты­сячи та­лан­тов лишь рас­ска­зыва­ют о том, чем об­ла­да­ет эпо­ха, но толь­ко ге­ний про­рочес­ки рож­да­ет то, че­го ей не хва­та­ет. Удел ге­ния - бес­смертная сла­ва. "Ге­ний  де­ла­ет то, что дол­жен; та­лант - то, что мо­жет" (Джордж Бер­нард Шоу).

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Мирись, мирись, мирись! И больше не дерись!

Или русский пат – самый патологичный пат в мире

Виталий Цебрий июнь 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Трамп безбашенный (окончание)

Но также жалко и американцев: почему они допустили столь явную глупость, избрали такого президента? Как они собираются выйти из столь щекотливого положения, не потеряв не только амбиции, но и элементарные чувства собственного достоинства?

Виталий Цебрий апрель 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ЗАРУБКИ В ПАМЯТИ

МОЙ ДЯДЯ САНЯ

В 1957 году я стал чемпионом Киева среди юношей в лёгком весе. Кроме грамоты мне вручили приз - кожаную папку и красивый альбом для фотографий. Надеялся, что чемпиона Киева возьмут в любой институт. Но не получилось по определенным обстоятельствам.

Валерий Зелиговский апрель 2025

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

ПОЛЕМИКА

Вечная война России

На переговорах с делегацией Украины в Стамбуле Мединский, путинский извращенец от истории петушился: Россия может воевать вечно! А поскольку переговоры Трампа с Путиным закончились ничем – Путин продолжает водить нашего старого и глупого барашка за нос, то война продолжается.

Юрий Кирпичёв июнь 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Мирись, мирись, мирись! И больше не дерись!

Или русский пат – самый патологичный пат в мире

Виталий Цебрий июнь 2025

КУЛЬТУРА

Джаз в «Красной чайхане»

Красный цвет неизменно приходит на ум при изучении распространения джаза лагерного и внелагерного в 1920-30-х годах – красного цвета были стяги, транспаранты, лозунги, плакаты, обложки энциклопедий и книг марксистских классиков, афиши, сцены, абажуры, «красными» называли переориентированные на пролетарскую публику чайханы…

Назар Шохин июнь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка