Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Тартюф" Мольера играют…

Бостонский театр Хантингтон

Опубликовано 31 Января 2018 в 07:08 EST

Пьесы великого французского комедиографа, о котором Пушкин заметил, что у него "Скупой скуп и только" … Правда, и " скупой", и лицемер, и буржуа, и мещанин, и мнимый больной при том, что охарактеризованы одной чертой, остаются как архетипы на веки веков.
Мольер в 17 -ом веке создает образы, остающиеся неизменяемыми сегодня. Мы зачастую встречаем людей, пребывающих в таком ослеплении какими-то представлениями или идеями, что переубедить их невозможно до тех пор, пока они не разбивают свои лбы…
Гостевой доступ access Подписаться

"СКУПОЙ СКУП И ТОЛЬКО"?..

 Пь­есы ве­лико­го фран­цуз­ско­го   ко­меди­ог­ра­фа, о ко­тором Пуш­кин за­метил, что у не­го "Ску­пой скуп и толь­ко" …  Прав­да, и  " ску­пой",  и ли­цемер, и  бур­жуа, и  ме­щанин, и  мни­мый боль­ной  при том, что оха­рак­те­ризо­ваны од­ной чер­той, ос­та­ют­ся  как ар­хе­типы на ве­ки ве­ков.   Тар­тюф - ли­цемер и об­манщик, он   поч­ти   имя на­рица­тель­ное. Ор­гон прос­то­душен и лег­ко­верен, по­это­му по­пада­ет­ся на крю­чок.   Его,   мня­щего се­бя ум­ным че­лове­ком,  во всей  бес­ко­неч­ной глу­пос­ти  выс­тавля­ет  ав­тор, об­на­ружи­вая  до ка­кой край­нос­ти мо­жет до­вес­ти бе­зого­вороч­ное  до­верие.   Моль­ер в 17 -ом ве­ке   соз­да­ет об­ра­зы, ос­та­ющи­еся не­из­ме­ня­емы­ми се­год­ня.  Мы за­час­тую встре­ча­ем  лю­дей, пре­быва­ющих  в та­ком  ос­лепле­нии  ка­кими-то пред­став­ле­ни­ями  или иде­ями,  что пе­ре­убе­дить их не­воз­можно до тех пор, по­ка они не раз­би­ва­ют свои лбы.

И все-же пря­мого  пе­рено­са  дей­ствия пь­есы  в нас­то­ящее вре­мя для ее ак­ту­али­зации, что сей­час  при­нято, мне так не хо­телось! Толь­ко бы ре­жис­сер-пос­та­нов­щик Пи­тер Дю­буа не был скло­нен к ны­неш­не­му но­вомод­но­му спо­собу!  Об этом я ду­мала по пу­ти   в   бос­тон­ский дра­мати­чес­кий те­атр Хан­тин­гтон.  И вспо­мина­ла   вы­да­ющи­еся   пос­та­нов­ки этой пь­есы во вре­мена мо­ей мо­лодос­ти. Од­ну -    в те­ат­ре на Та­ган­ке   Ю. Лю­бимо­вым со слу­жан­кой   До­риной- Зи­на­идой Сла­виной, воп­ло­щав­шей здра­вый смысл  жен­щи­ны из на­рода,  и  вве­ден­ной фи­наль­ной сце­ной об­ра­щения  Моль­ера  к Ко­ролю Лю­дови­ку - сол­нце,   ас­со­ци­иро­вав­шей­ся  с за­виси­мостью ре­жис­се­ра от влас­ти до той по­ры, по­ка вы­нуж­денно пос­ле зап­ре­та "Бо­риса Го­дуно­ва" он не по­кинул стра­ну… 

Дру­гую -   во МХА­Те, осу­щест­влен­ную    А. Эф­ро­сом  с  Эль­ми­рой- Анас­та­си­ей Вер­тин­ской и кру­жевом мо­ноло­гов и ди­ало­гов в  блес­тках  нес­равнен­но­го ос­тро­умия ав­то­ра.   При про­ек­ции   его тек­ста  ре­жис­се­ром  на  вре­мя цен­зу­ры  со­вет­ской эпо­хи 60-х - 70-х  го­дов 20 -го  ве­ка мно­гое ка­залось жи­вым и не ус­та­рев­шим.   Иг­ро­вая сти­хия   эту связь пря­тала,   ос­тавляя пер­со­нажей    в оре­оле прош­ло­го, в кам­зо­лах, туф­лях с пряж­ка­ми, в  плать­ях  с за­тяну­тыми та­ли­ями и с глу­боким де­коль­те.

А В ТЕАТРЕ ХАНТИНГТОН - ВОТ ТАК…

В те­ат­ре Хан­тин­гтон  ху­дож­ник Алек­сандр Додж  со­чинил  де­кора­ции ин­терь­ера до­ма Ор­го­на, по­мес­тив его в сов­ре­мен­ный  пент-ха­ус, со­еди­нив на­меком стиль ме­бели вре­мен Лю­дови­ка 14-го с мо­дер­ном на­ших дней. Бе­лая рез­ная ме­бель на гну­тых нож­ках, с по­золо­той, бе­лый ро­яль,  бе­лый длин­ный стол…  А ху­дож­ник по кос­тю­мам Ани­та Явич   во­об­ще оде­ла  пер­со­нажей в  кос­тю­мы  на­шего вре­мени  для муж­чин и рос­кошные ту­але­ты для жен­щин. О вре­мени дей­ствия ны­неш­не­го пред­став­ле­ния мож­но бы­ло су­дить по но­вомод­ным, хо­тя и воз­вра­ща­ющим к ду­ху рет­ро, ши­роким каб­лу­кам жен­ских ту­фель, ук­ра­шен­ным стра­зами.   В бе­лой    прос­торной  на­ряд­ной  гос­ти­ной свер­ка­ющая кра­сотой, эле­ган­тностью, ухо­жен­ностью, пыш­но взби­той  при­чес­кой   про­пове­дыва­ла  убеж­денность в не­пог­ре­шимос­ти Тар­тю­фа, при­нято­го в семью ее сы­на  Ор­го­на  гос­по­жа Пер­нель, ко­торую всег­да при­нято бы­ло пре­под­но­сить как  весь­ма ста­рень­кую осо­бу с ис­то­вой бо­гомоль­ностью.  Па­ула Плам в ро­ли ма­дам  Пер­нель   яв­ля­ла со­бой влас­тную  свет­скую   да­му, с ко­торой не пос­по­ришь.  Но на   нее  хо­телось  смот­реть.  Ка­кая стать! Ка­кая неп­ре­река­емая уве­рен­ность в го­лосе!   И ах, ка­кое   жем­чужное   оже­релье   в три ря­да по шее! Ка­кой   кра­сивый кос­тюм с юб­кой  до   ко­леней!  Ка­кая обувь!  Не из   пос­ледней   ли  пар­тии,  по­лучен­ной  в зна­мени­том Lord & Taylor?

Ее  уч­ти­во , но без одоб­ре­ния слу­ша­ют  дочь Ор­го­на  ко­кет­ли­вая и на­ряд­ная Ма­ри­ана(Са­ра О­акс Бур­хед), ее воз­люблен­ный Ва­лер(Габ­ри­ел Бра­ун),  неп­ре­мен­ный ре­зонер Кле­ант(Мэтью Джей Хар­рис) и  ка­рика­тур­но зас­тывшая у  две­ри  с су­дорож­но при­жатой сум­кой слу­жан­ка Фли­потэ(Кэ­ти Эли­нофф). Поз­во­лю се­бе за­метить, что в Аме­рике нуж­но при­выкать к то­му, что так на­зыва­емая по­лит­коррек­тность,  осу­щест­вля­емая на сце­не, вы­нуж­да­ет зри­телей- на­ших со­оте­чес­твен­ни­ков при­нимать как дол­жное, что ев­ро­пей­цев под­час иг­ра­ют аф­ро-аме­рикан­цы, в дан­ном слу­чае, имен­но они иг­ра­ют  ро­ли  Ва­лера и   Кле­ан­та.   Иг­ра­ют очень хо­рошо, вы­дер­жи­вая об­щий стиль лег­кой шут­ки!

 Од­на­ко,  воз­вра­тим­ся  к со­быти­ям   в до­ме от­сутс­тву­юще­го Ор­го­на. Бо­лее все­го скеп­ти­чес­ки слу­ша­ет  выс­ка­зыва­ния-сла­вос­ло­вия в честь Тар­тю­фа, про­из­но­симые  гос­по­жой  Пер­нель    слу­жан­ка - До­рина (Джейн- Пфитч). Да, она  то­же из се­год­няшне­го вре­мени, но  здра­вомыс­ля­щая   как у ав­то­ра… По­это­му все ре­зоны сво­ей ге­ро­ини ак­три­са про­водит убе­дитель­но. На ней  ми­лита­рист­ско­го пок­роя уни­фор­ма-кос­тюм сов­ре­мен­ной сот­рудни­цы офи­са. Ни­како­го де­коль­те, ко­торое в пос­ле­ду­ющей сце­не   пь­есы поп­ро­сит ее  прик­рыть  плат­ком Тар­тюф, столь  пад­кий на жен­ские пре­лес­ти. Не знаю, про­из­но­сил ли эти сло­ва тек­ста Тар­тюф…  Как вни­матель­но я не сле­дила за зву­чащим на  сце­не,   пом­ня его на­изусть в пе­рево­де на рус­ский, за всем  на ан­глий­ском  ус­ле­дить не мог­ла, увы.  Кста­ти, для это­го спек­такля Пи­тер Дю­буа об­ра­тил­ся к  но­вому пе­рево­ду,  его осу­щес­твил Ран­джит Болт, сох­ра­нив­ший ритм  ав­тор­ско­го сти­хос­ло­жения и пе­редав­ший лег­кость зву­чания ре­чи….

 Приз­на­юсь,  пре­лесть пос­та­нов­ки зас­та­вила за­быть ме­ня о пре­дубеж­де­нии про­тив мо­дер­ни­зации клас­си­ки.  Спек­такль иг­ра­ли ве­село и лег­ко, озор­но и оча­рова­тель­но, дав как эпиг­раф   без­мол­вную зас­тавку, в ко­торой до на­чала дей­ствия   все вза­имо­от­но­шения обоз­на­чились, пер­со­нажи яви­лись, па­рики бы­ли на­деты и сбро­шены, пар­тне­ры чуть не про­тан­це­вали свои контр - дан­сы и раз­бе­жались… Иг­ра на­чалась! Ин­три­га за­вер­те­лась!

Ор­гон - (Франк Вуд), ху­доща­вый под­тя­нутый, а не   барс­твен­ный и   рас­полнев­ший, что бо­лее  тра­дици­он­но,   вер­нулся до­мой пос­ле двух­днев­ной   от­лучки. И выс­лу­шива­ет рас­сказ о том, что про­ис­хо­дило.   В рас­ска­зе слу­жан­ки он тра­дици­он­но про­пус­ка­ет без вни­мания все, что ка­са­ет­ся   не­домо­гания его же­ны, а, уз­нав о том, как  бла­гопо­луч­но про­живал это вре­мя, чре­во­угод­ни­чая Тар­тюф, про­из­но­сит свою зна­мени­тую реп­ли­ку-реф­рен "Ах, бед­ный!"

 Так сра­зу оп­ре­деля­ет­ся сте­пень   ос­лепле­ния хо­зя­ина до­ма… Как ее объ­яс­нить с точ­ки ло­гики се­год­няшних ра­ци­ональ­ных лю­дей?  Ни­как. Глу­пость не­ис­ко­рени­ма.

По сю­жету по­луча­ет­ся так, что все  пер­со­нажи  пь­есы  ви­дят то, че­го не ви­дят Ор­гон и его мать: а имен­но, в их до­ме при­ют по­лучил фаль­ши­вый бо­гомол, ли­цемер, слас­то­любец и ко­рыс­то­любец.  От   его при­сутс­твия стра­да­ют его де­ти от пер­во­го бра­ка:   по­рывис­тый и не­даль­но­вид­ный Да­мис(Мэтью Брет­снай­дер),  ку­коль­но-бес­по­мощ­ная дочь Ма­ри­ана( Са­ра О­акс Мур­хед),  кра­сави­ца - же­на  Эль­ми­ра (Ме­лис­са Мил­лер)…  Она  в сног­сши­батель­ном крас­ном платье, об­ри­совы­ва­ющем прек­расную фи­гуру, ста­новит­ся объ­ек­том по­пол­зно­вений Тар­тю­фа,  как и  дочь Ма­ри­ана,  и как   так­же, слу­жан­ка До­рина… Каж­дая    мо­жет выз­вать вле­чение его пло­ти…Но Ма­ри­ана ему нуж­на ис­клю­читель­но в це­лях вы­годы. А  До­рина, нап­ро­тив,  не нуж­на из-за опас­ности ра­зоб­ла­чения.                     

А Эль­ми­ра   зас­тавля­ет за­быть  хит­ре­ца ос­то­рож­ность… Тар­тю­фа иг­ра­ет   Бретт Гел­ман, пос­те­пен­но при­от­кры­ва­ющий, что  стат­ный муж­чи­на в чер­ном  длин­ном оде­янии и го­лов­ном убо­ре цер­ковно­го слу­жите­ля   па­док на мир­ские соб­лазны.  Но Ор­гон  это­го не за­меча­ет!  Он нас­толь­ко прек­ло­ня­ет­ся пе­ред ре­лиги­оз­ностью Тар­тю­фа,  не пос­ти­гая, что она мни­мая, что да­же пе­репи­сыва­ет на не­го все свое иму­щес­тво!  О чем до по­ры, до вре­мени не ве­да­ют его до­мочад­цы. Им нуж­но прос­то за­щитить се­бя, и снять пе­лену с глаз поч­тенно­го от­ца се­мей­ства.  И для то­го, что­бы до­вес­ти до его соз­на­ния ис­ти­ну, пер­со­нажам на­до пос­тро­ить свой план дей­ствий.   Так­ти­ку и  стра­тегию  бе­рет на се­бя  Эль­ми­ра. Ведь пер­вое, че­го нель­зя до­пус­тить,   это ре­шения Ор­го­на расс­тро­ить свадь­бу Ма­ри­аны с Ва­лером и вы­дать ее за­муж за ста­рого Тар­тю­фа! И она вы­нуж­да­ет Тар­тю­фа  от­ка­зать­ся от при­тяза­ний на ру­ку мо­лодень­кой де­вуш­ки  под стра­хом, что  вы­даст му­жу при­тяза­ния ли­цеме­ра на нее. По­беда одер­жа­на, но ее  итог сво­дит на нет   сын  Ор­го­на    Да­мис. Эль­ми­ра по­нима­ет то, че­го он не по­нима­ет. Го­ворить   прав­ду Ор­го­ну  о пос­тупках Тар­тю­фа  бес­по­лез­но. Все­му ска­зан­но­му он не ве­рит. Не сто­ило то­ропить­ся. Дос­тичь ус­пе­ха мож­но лишь, не ска­зав, а  по­казав  Ор­го­ну  прав­ду. И она ус­тра­ива­ет сви­дание с Тар­тю­фом, тай­но спря­тав му­жа под стол. Си­ту­ация ста­новит­ся во­девиль­ной. Но и тут Ор­гон, слу­шая из-под сто­ла ре­чи Тар­тю­фа, не ви­дит его фи­зичес­ких по­пол­зно­вений, ка­саний Эль­ми­ры. По­это­му ей  при­ходит­ся   доль­ше, чем она пред­по­лага­ла, тер­петь его до­мога­тель­ства.   Ког­да же Ор­гон, на­конец, ре­ша­ет­ся прер­вать   и ули­чить ра­зошед­ше­гося Тар­тю­фа, де­ло при­нима­ет не­ожи­дан­но не­радос­тный по­ворот. Из­гнан­ный Тар­тюф мстит сво­ему бла­годе­телю, вновь явив­шись в дом, где его об­ласка­ли, с су­деб­ным прис­та­вом и бу­мага­ми на пра­во вла­дения   им.

Так про­ис­хо­дит проз­ре­ние Ор­го­на. 

ГЕНИАЛЬНОСТЬ КОМЕДИОГРАФА

Раз­вязка  пь­есы сто­ила ее  ав­то­ру в свое вре­мя боль­ших неп­ри­ят­ностей. Моль­ера об­ви­нили в кле­вете на ду­ховенс­тво. Пь­еса ока­залась под уг­ро­зой зап­ре­та. И тог­да ге­ни­аль­ный   ко­меди­ог­раф до­сочи­нил два ак­та, в ко­торых нес­пра­вед­ли­вость судь­бы ис­прав­ля­ла   мо­гущес­твен­ная ру­ка ко­роля-сол­нце Лю­дови­ка 14-го. Уз­нав  о слу­чив­шемся об­ма­не по ви­не Тар­тю­фа с од­ним из его   бла­гона­деж­ных под­данных,   мо­нарх  вос­ста­нав­ли­вал  Ор­го­на  в  его  иму­щес­твен­ных пра­вах.

На воп­рос о том, как се­год­ня иг­рать пь­есы Моль­ера,    те­атр от­ве­тил: Ве­село!

 Од­на из цен­траль­ных сцен - объ­яс­не­ние Ма­ри­аны и Ва­лера, уз­навше­го о том, что Ор­гон ре­шил ему от­ка­зать, и от­дать дочь Тар­тю­фу,  пред­став­ле­на   озор­но.    Юные гор­де­цы ссо­рят­ся, рис­куя по­терять друг дру­га, и выг­ля­дят при этом пре­забав­но, вот-вот рас­пла­чут­ся…   Они дей­стви­тель­но   за­ходят да­леко и   вздо­рят не на шут­ку, но До­рина- это по су­ти Фи­гаро в юб­ке-  ра­зум­но уре­зони­ва­ет их, со­еди­няя ру­ки влюб­ленных. И в ми­нуту, ког­да   ссо­ра уле­тучи­ва­ет­ся, Ма­ри­ана  взле­та­ет в вос­торге   на шею лю­бимо­го! Сме­ют­ся от счастья они, сме­ет­ся с ни­ми зри­тель­ный зал!

 В гре­чес­кой дра­ме не­раз­ре­шимые си­ту­ации фи­нала   спа­сали по­яв­ле­ния  при по­мощи раз­личных ме­ханиз­мов  спус­тивших­ся с Олим­па бо­гов. Это был ча­ще все­го   при­води­мый в дви­жение трос, под­ни­мав­ший  и опус­кавший  ак­те­ра на роль   бо­га- спа­сите­ля.  Та­кие  по­яв­ле­ния  для раз­ре­шения си­ту­ации  на­зыва­лись: бог из ма­шины.

В фи­нале спек­такля ре­жис­сер Пи­тер Дю­буа   при­бег к это­му ста­рин­но­му спо­собу те­ат­раль­ной иг­ры. Пос­ле то­го, что зло­получ­ный Ор­гон уже пе­режил по­яв­ле­ние прис­та­ва Лой­яля, объ­явив­ше­го о его вы­селе­нии,   пос­ле то­го, что всев­лас­тная ма­дам Пер­нель так­же осоз­на­ла свою ошиб­ку, и все ощу­тили ужас уг­ро­жа­ющей  ни­щеты,  по­доб­но гре­чес­ко­му бо­гу из ма­шины, спус­тившись с   тро­са на бал­кон, по­явил­ся офи­цер, пос­ланный из су­да, воз­вестить о став­ших из­вес­тны­ми  Лю­дови­ку мо­шен­ни­чес­ких де­лах Тар­тю­фа, и о неп­ри­кос­но­вен­ности иму­щес­тва Ор­го­на.

Так  раз­вязка  вос­ста­нав­ли­ва­ет спра­вед­ли­вость. В   тюрь­му дол­жен от­пра­вить­ся не­годяй Тар­тюф, а спра­вед­ли­во ра­довать­ся жиз­ни ни в чем не по­вин­ный Ор­гон. По­это­му, счас­тли­вый фи­нал пре­дос­тавля­ет воз­можность всем пер­со­нажам пь­есы воз­ли­ковать в ве­селом тан­це.

Что  ска­зать  в зак­лю­чение? Что жи­вы все мо­тива­ции и наб­лю­дения Моль­ера?

Да, не­сом­ненно.

 Всег­да есть на­ив­ные лю­ди   как  Ор­гон, ко­торых лег­ко оду­рачить  мо­шен­ни­ку.

Всег­да есть влюб­ленные, по­вину­ющи­еся не   здра­вому смыс­лу,  а лож­но по­нима­емо­му чувс­тву собс­твен­но­го дос­то­инс­тва.  Увы, не  каж­дый раз    им на по­мощь мо­жет прий­ти нас­мешли­вая ум­ни­ца До­рина… По­вез­ло  Ма­ри­ане и Ва­леру!

Всег­да жи­вут на све­те мо­шен­ни­ки, про­бав­ля­ющи­еся за счет прос­та­ков.  

Не всег­да по­яв­ля­ют­ся та­кие ум­ные и кра­сивые же­ны как Эль­ми­ра, но Ор­го­ну по­вез­ло, для не­го Моль­ер при­думал  об­раз та­кой оча­рова­тель­ной же­ны!

ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ТЕАТР

И, ес­ли вы лю­бите те­атр, то спе­шите на   пред­став­ле­ния  те­ат­ра Хан­тин­гтон, по край­ней ме­ре, на пред­став­ле­ния клас­си­чес­ких  пь­ес, ко­торые мож­но про­читать на род­ном рус­ском язы­ке, и по­лучать удо­воль­ствие от иг­ры на ан­глий­ском. Ста­новясь   по­нят­ной, ес­ли не бук­валь­но от сло­ва до сло­ва, но дос­та­точ­но, что­бы оце­нить фан­та­зию ре­жис­се­ра, вкус ху­дож­ни­ка, та­лант ак­те­ров, пь­еса  ожи­ва­ет на сце­не, ув­ле­кая  сво­им ко­миз­мом и сво­ей не­увя­да­ющей пре­лестью!

  Сле­дите за афи­шами: пос­тавлен­ная премь­ера бу­дет по­каза­на го­роду в те­чение ме­сяца мак­си­маль­но. И за­тем ис­чезнет на­век. По­ка спек­такль идет, кри­тик пи­шет, га­зета или жур­нал опуб­ли­ку­ют, спек­такля в ре­пер­ту­аре на За­паде уже нет. Увы. По­это­му спе­шите ви­деть!

 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПРОЗА

Где дом, а где речка...

Они дружили много лет. Гамли любил говорить о древности караимского народа, к которому себя относил. Он как-то показал оформленное им генеалогическое древо своего рода, доходящего до восьмого колена. Лев сам не в давние времена погружался в исследовании своего рода по линии матери. Древо достигло 17-ти поколений, где оказались некоторые очень известные люди, вплоть до виленского гаюна из XVIII века и одного из последних президентов Израиля из века XX.

Лазарь Фрейдгейм сентябрь 2025

...

Повесть о том, как 500 млн европейцев просят 349 млн американцев защитить их от 129 млн россиян

Несмотря на численное и технологическое превосходство европейских армий, эксперты сомневаются в способности ЕС выстоять в длительном военном противостоянии с Россией. Основные проблемы – нехватка боеприпасов, недостаточная координация союзников, уязвимость ПВО и зависимость от США.

Но есть еще одна немаловажная деталь...

Эдуард Малинский сентябрь 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Максим Шевченко — всегда в атаке (Эмоциональные заметки)

Общественный портрет Максима Шевченко написан довольно давно очень устойчивыми красками. Максим Шевченко — человек с довольно широким образованием, неудавшийся политик, антисемит, израильфоб. Накаченный силой и агрессивностью нарцисс. Слова, как внешняя подсветка, могут меняться, но суть стабильна...

Лазарь Фрейдгейм август 2025

ЭПИЦЕНТР

Спаси наш мир, Боже, потому что эта война – последняя война!

Подполковника Сергея Ш., впрочем можно понять. Он пришел в окопы врага не в цацки-пецки играть, а в равной степени убивать, – как и россияне убивают украинцев, ворвавшись в их родной дом.

Виталий Цебрий август 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Феномены сознания-3. Игра в дебилов

Мы, украинцы, и верили, и нервничали. Когда же наконец наступит эта реальная помощь и принципиальная поддержка оружием? Тем временем пришел в президенты в Белый Дом этот наш блестящий, но непредсказуемый Дональд Трамп…

Виталий Цебрий октябрь 2025

ПРОЗА

Где дом, а где речка...

Они дружили много лет. Гамли любил говорить о древности караимского народа, к которому себя относил. Он как-то показал оформленное им генеалогическое древо своего рода, доходящего до восьмого колена. Лев сам не в давние времена погружался в исследовании своего рода по линии матери. Древо достигло 17-ти поколений, где оказались некоторые очень известные люди, вплоть до виленского гаюна из XVIII века и одного из последних президентов Израиля из века XX.

Лазарь Фрейдгейм сентябрь 2025

СТРОФЫ

Подборка стихов "Ангел с жизнью в руках…"

Нежен розовый Днепро.
Высоко из под небесья,
Смотрит ясно голубой,
День сентябрьский… в полесье…

Владимир Проскуров сентябрь 2025

ВСЁ ПРОСЧТИТАНО НАПЕРЁД

Сколько нужно слез прoлИтых
У сирот, отцов, матерей,
Сколько нужно еще убитых,
Чтобы жил на земле еврей?

Михаил Шур сентябрь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка