Бостонский КругозорДЛЯ ДУШИ

ЗНАМЕНИТОСТЬ

/Рисунок и фото автора/

Джоэль Стернфельд, 66-летний уроженец Нью-Йорка, поджарый улыбчивый мужчина с густой вьющейся черной шевелюрой, посвятивший всю свою жизнь фотографии, решительно запрещает кому-либо фотографировать… самого себя. Услышав во время своей пресс-конференции щелчок моего аппарата, направленного в его сторону, мгновенно подбегает ко мне, выхватывает из моих рук камеру и судорожно пытается стереть снимок. Я помогаю ему в этом, а он, убедившись, что кадр стерт… смущенно улыбается и приносит извинения за свою экспансивность: "Мой принцип как автора - быть незаметным, как муха на стене. Пусть лучше люди смотрят на мои фотоработы, чем на меня.

Под названием "Джоэль Стернфельд - Ретроспектива: цветные фотографии с 1970 года" музей Фолькванг в Эссене представил - впервые в Европе - обширную выставку работ знаменитого американского фотографа.

Джоэль Стернфельд, 66-летний уроженец Нью-Йорка, поджарый улыбчивый мужчина с густой вьющейся черной шевелюрой, посвятивший всю свою жизнь фотографии, решительно запрещает кому-либо фотографировать… самого себя. Услышав во время своей пресс-конференции щелчок моего аппарата, направленного в его сторону, мгновенно подбегает ко мне, выхватывает из моих рук камеру и судорожно пытается стереть снимок. Я помогаю ему в этом, а он, убедившись, что кадр стерт… смущенно улыбается и приносит извинения за свою экспансивность: "Мой принцип как автора - быть незаметным, как муха на стене. Пусть лучше люди смотрят на мои фотоработы, чем на меня. Из них они узнают больше, в том числе и обо мне самом". При этом он, видимо, для большей убедительности, ссылается на опыт великих фотомастеров, в том числе "гиганта Анри-Картье Брессона (1908-2004), которые не любили лишний раз демонстрировать публике свою физиономию"… (Что ж, если нельзя снимать, то пришлось шутливо изобразить мастера в карандашном шарже).

А еще он не любит по отношению к себе термин "ретроспектива": "Я же еще действую в профессии. При чем тут ретроспектива? Это не ретроспектива, а - обзор". В самом деле: ретроспектива - это взгляд на работу в прошлом, а экспозиция Стернфельда представляет собой 130 крупноформатных цветных фотографий, охватывающих почти 40-летний творческий период автора - с 1970-х годов по сегодняшний день.

Выставка показала 11 проектов-серий фотохудожника, при этом своеобразным акцентом экспозиции явились 60 работ из раннего - с 1969-го до поздних 1970-х - творчества мастера. Взгляд Джоэля Стернфельда то и дело обращен к его родине - Америке, с ее характерными особенностями, ее людьми и ее специфическими ландшафтами.

Джоэль Стернфельд, как признано, относится наряду с Стивеном Шором к создателям направления "Новая цветная фотография", которые, как считается, в 70-е годы прошлого столетия открыли новые возможности цвета в художественной фотографии. Влияние "теории цвета" представителей течения Баухауз сказалось на появлении цвета в работах Шора и Стернфельда в качестве их основного стилевого изобразительного средства уже не в теории, а в совершенно практическом фотоискусстве. 

Джоэль Стернфельд учился в элитном Дармутском колледже (Darmouth College), а в Гарварде познакомился с пионером художественной фотографии Уильямом Эгглестоном, с выставкой которого в Нью-Йоркском музее МоМА (Museum of Modern Art - Музей современного искусства) в 1976 году цветная фотография, кажется, впервые привлекла к себе всеобщее внимание как художественная форма изобразительного искусства. 

В 1978 г. в своем автобусе-Фольксвагене Стернфельд отправляется в путешествие по США с целью, как он говорит, "постичь социальную топографию своей страны". Этой "одиссеей" рождена фотосерия работ под названием "Американские перспективы" ("American Prospects"), которая в 1987 году принесла фотохудожнику первое международное признание и престижнейшую Премию Гуггенхайма, а вскоре затем и вторую Премию Гуггенхайма, гранты от которых позволили ему продолжать свои проекты в течение следующих почти 10 лет. Малоформатная фотокамера, которой он снимал свои ранние работы - циклы фотографий "Рокуэй-Бич" ("Rockaway Beach"), "Улица заводов" ("Street Works") и "Комплексы Нью-Джерси" ("New Jersey Malls"), - выполненные как бы взглядом случайного наблюдателя, для нового проекта "Американские перспективы" была уже заменена на крупноформатный аппарат "8х10 zool", чтобы при большом увеличении кадра показать более подробно детали в значительно большей резкости изображения.  

В следующем своем проекте "On This Site" ("На нашей стороне") в 1993-1996 гг. показывает места, которые вроде бы ничего необычного собой не представляют и ничего нового зрителю сообщить не могут… Однако из авторского сопроводительного текста узнаем, что изображенная местность является, скажем… местом громкого преступления, трагической страницы американской истории: здесь был убит Мартин Лютер Кинг.

Следующая по времени серия работ "Stranger Passing" ("Незнакомцы"), над которой Стернфельд работал в 1997-2000 гг., взгляд художника концентрировался в основном на людях. При этом создавался своеобразный портрет современного автору американского общества, несколько напоминающий фотоизображение немцев Августом Зандером (August Sander) из 1920-х годов. Каждая фотография рассказывает историю человека через показ его внешних проявлений и точных деталей окружающей среды. В его "поэтичных уличных фотографиях" мы видим американских обычных граждан в совершенно будничных сценах - при покупке чего-то, при ожидании, на улице, на окраине города, на пляже. Ничего вроде бы сенсационного: тут и там нежные смешанные краски, частично сломанные сильными вкраплениями цвета. Нарочитые диспропорции то ироничны, то меланхоличны, они часто неявны, спрятаны в деталях, в нюансах: скажем, красное пляжное полотенце, на котором лежит молодая мать как в луже крови…

Или вот одна из самых известных фоторабот Джоэля Стернфельда - пожарник, покупающий у торговца тыкву, на переднем плане - огромные апельсиново-яркие тыквы, а на заднем полыхает дом. Яркие тыквы корреспондируются с осенними красками сельской местности и иронически (даже как-то ехидно) контрастируют с пламенем горящего дома... 

В серии периода 1993-2005 гг. "Сладкая земля - Экспериментальная утопия в Америке" ("Sweet Earth - Experimental Utopias in America") Стернфельд интересуют противоречия утопий и реальности общества. 

Большое внимание художник в творчестве уделяет природе. Но существенно для мастера то, что американский ландшафт и его характерные места являются для фоторабот Стернфельда поводом для ухода от традиционного изображения природы, преимущественно используемого в живописи. В цикле своих работ "Прогулки" -"Walking" (2000-2001) Стернфельд приближается к тихим железнодорожным перегонам центра Нью-Йорка, где природа снова отвоевывает себе свое убежище. Глобальная тема изменения климата - ключевой пункт проектов 2001-2005 гг., относящихся к периоду протестов "антиглобалистов" во время Саммита "восьмерки" (G8-Gipfel) в Генуе и всемирной Конференции в Монреале по проблемам климата.

Дистанцированный взгляд Стернфельда на феномены и характерные черты его родины и ее жителей это яркие картины, в который показана сегодняшняя Америка между утопиями и реальностью.
После окончания этой выставки в Эссене ее увидели в Амстердаме, Берлине и Вене.
___________________________________
На рисунке автора (главн.стр): Д. Стернфельд;
На фото автора: В зале выставки; Работы Д. Стернфельда:
Женщина в Калифорнии (1988). Покупатель тыквы (1978).