Бостонский КругозорГость номера

КОРОЛЕВСКИЙ ПОДАРОК от Елизаветы

Эксклюзивное интервью с директором Национального антарктического научного центра Украины Валерием Литвиновым

Владимир БОЧКАРЕВ
специальный корреспондент «Кругозора», Киев

От Елизаветы

В посольство молодой — в то время каких-то двух лет отроду — независимой Украины в Лондоне пришло необычное письмо. Отправитель — британская антарктическая служба. В нём сообщалось о закрытии одной из антарктических станций в связи с сокращением государственного финансирования на её содержание. И предлагалось: ни больше ни меньше, как… купить эту антарктическую станцию (!?). Позднее выяснилось, что речь шла о «Фарадее» — известной и самой красивой британской антарктической станции. Помилуйте, да такая покупка не всякому богатому государству по силам, не то что молодой державе, экономика которой сама переживает не лучшие времена!

Так что у Сергея Комиссаренко, бывшего тогда, летом 1993-го, первым Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Великобритании, появилась веская причина для серьёзных раздумий. С одной стороны, заманчиво, чтобы эта станция послужила украинской науке, тем более, что отечественные исследователи Антарктики уже накопили немалый научный материал. Но с другой стороны — окажутся ли приемлемыми условия этой сделки для Украины, да вообще: целесообразна ли она?

Из Киева подтвердили: да, дело нужное. Британская же сторона, сосредоточившись на деталях условий, всё никак не называла окончательную сумму продажи. В давнем анекдоте покупатель, тщётно пытаясь на одесском Привозе уговорить продавца сбавить цену, отчаянно выдыхает: «Ни по-моему — ни по-твоему: отдай даром!..». И вот торговец, вконец обессиленный от жаркого базарного дня и занудливого покупателя, раздражённо выкрикивает: «На, бери!..». Нечто подобное, правда, без жаркой торговли, произошло и с «антарктической» сделкой.

«Зная позицию нашего государства, я подумал: а не могла бы Британия передать нам станцию… бесплатно? Так сказать, учитывая нашу молодость и бедность. А также (и это подчёркиваю особо!) учитывая хорошие отношения, сложившиеся между английской и украинской дипломатическими службами», — вспоминал об этом годами позднее в одном из интервью Сергей Комиссаренко — теперь уже не посол, а академик Национальной Академии Наук Украины и директор академического Института биохимии.

Конечно, ссылки на бедность и взывания к доброте — не решающие аргументы при подобных масштабных сделках. Был аргумент и весомее: даже после передачи станции Украине английские учёные смогут продолжать там работать в контексте глубоких международных исследований Антарктиды. Причём, без негативных экологических последствий. Наука ведь интернациональна!

И фантастические мечты стали реальностью! Британская антарктическая станция «Фарадей» оказалась щедрым подарком Её Величества Королевы Великобритании Елизаветы молодой независимой Украине. Даже несмотря на готовность других стран заплатить за этот кусочек шестого континента.

«Нестандартный» генерал

Национальный антарктический научный центр Украины возглавляет Валерий Литвинов. Сам этот факт — тоже неординарен, ибо пришёл сюда директор из… «космоса».

Как случилось, что человек с большими звездами на погонах, позабыв любимый космодром, отодвинув тёплое кресло заместителя директора Национального космического агентства молодой и амбициозной державы вдруг всей душой «запал» на холодную Антарктиду? Очень любят журналисты задавать этот вопрос генерал-майору. В таких случаях Валерий Аркадиевич, улыбаясь, замечает: сослуживцы, мол, всегда считали его «нестандартным генералом»…