Бостонский КругозорПрекрасное

СПАСЕННЫЕ ОТ ЗАБВЕНИЯ

Слухи о существовании уникальной коллекции постепенно проникали и за пределы страны. Старожилы музея до сих пор с грустной улыбкой вспоминают, как известный западный знаток и собиратель авангардного искусства обратился к тогдашнему директору музея с просьбой показать ему картину художницы Александры Экстер «Мост». Работа эта находилась в Спецфонде, а потому перепуганный директор только и сумел сказать: «Який такий Экстер? Нема у нас ніякого Экстера».

Светлана РЯБИЧЕВА
искусствовед, Бостон

Название выставки — «Перекресток. Украинский модернизм 1910-1930 гг.». Большинство представленных на ней произведений принадлежат Национальному художественному музею Украины (Киев). Проработав в нём 44 года, я стала свидетелем и участником многих ярких событий. О наиболее драматичных и непосредственно связанных с экспонатами выставки я и хочу поведать.

Речь пойдет об истории создания, жизни и возрождения музейной коллекции украинского авангарда. О том, почему имена и произведения выдающихся украинских художников первых десятилетий XX века открываются для многих лишь сегодня, в начале столетия XXI.

Экспонируемые на выставке полотна — лишь часть уникального собрания, которым музей располагает. Волею обстоятельств он стал обладателем ценных художественных произведений различных стилевых направлений. Работы, представляющие целый пласт национальной культуры, оказались объединёнными общей исторической судьбой в коллекцию, названную в дальнейшем «Спецфонд». Несколько десятилетий этот материал практически был изъят из процесса изучения, находился под строгим запретом, обречённый властью на уничтожение и забвение. В Спецфонде были засекречены картины, которые в своё время экспонировались на всех основных выставках и определяли собой достижения ведущих мастеров. Поэтому совершенно очевидно, какой значительный урон был нанесен украинскому искусству этой варварской акцией.

Всё началось в печально известные 1937-1939 годы. Именно тогда множество экспонатов, изъятых из музеев Украины, а также предметы искусства и архивы, конфискованные у репрессированных художников и деятелей культуры, были «заключены» в специально созданный для них гигантский фонд Киевского музея.

Под грифом «Совершенно секретно» — леденящий душу вердикт: «…искажают нашу социалистическую действительность, дают фальшивые образы советских людей, никакой художественной и музейной ценности не имеют и, как произведения врагов народа, подлежат уничтожению» (Архив музея, 1938 г.).

Таким образом, за чертой жизни оказались художники-новаторы — В. Пальмов, А. Богомазов, Д. Бурлюк, А. Экстер и многие другие; вся школа Бойчука; целые художественные направления и яркие индивидуальности.

Сохранился важный документ, раскрывающий трагизм эпохи 30-х годов. Это — инвентарная книга Спецфонда, в которую в 1939 году были записаны «враждебные» произведения. В графе «причины изъятия» читаем: «формалист», «националист», «враг», «арест». Известно, что проявление национального самосознания в Украине наказывалось самым жестоким образом. Судьба получивших посмертное мировое признание бойчукистов — грустное подтверждение тому: они были арестованы и приговорены как националисты и враги народа.

Что же касается термина «формалист» — он был связан не столько с поисками новой художественной формы, сколько использовался как клеймо, применяемое в борьбе с нежелавшими следовать доктрине режима мастерами. Иногда даже для уничтожения личного врага. Вот так и оказались за решеткой клеймённые этой категорией произведения художников различных творческих ориентаций — кубофутуристов А. Богомазова и А. Экстер, сценографа-конструктивиста А. Петрицкого, спектралиста В. Пальмова, дизайнера В. Ермилова, признанного позднее предтечей абстрактного искусства.