Бостонский КругозорОТОВСЮДУ

ПЕРЕЛЬМАН РЕШИЛ ЗАДАЧУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


РОССИЯ. На протяжении шести лет приз в $7 млн. лежит в Математическом институте Клэя в Массачусетсе, дожидаясь того, кто решит одну из семи «призовых задач тысячелетия», над старейшей из которых бьются с 1859 года. Задачу тысячелетия решил российский математик Григорий Перельман, нашедший доказательство гипотезы Пуанкаре.

 На протяжении почти четырех лет эту работу анализировали другие математики, и она выдержала все проверки, хотя работа Григория Перельмана, связанного с Институтом математики им. Стеклова в Петербурге, очень необычна.

Гипотеза, выдвинутая в 1904 году Анри Пуанкаре – одного из величайших математиков всех времён, является самой знаменитой задачей топологии – области математики, исследующей форму предметов пространства. Он предположил, что «если замкнутое трёхмерное множество имеет тривиальную основную группу, оно должно быть гомогенным до трехсферности».

На языке, понятном несведущим в математике, это означает, что, если вы, например, опояшете одной резиновой лентой апельсин, а другой – булочку и сожмёте их, ленты будут вести себя по-разному. Лента на апельсине станет сжиматься, не разрываясь и не соскакивая с поверхности. Лента же на булочке либо разорвётся сама, либо разорвёт булочку. Это различие многое говорит о структуре самого пространства.

Многие математики утверждали, что доказали гипотезу, но в их решениях быстро обнаруживались фатальные ошибки. Доказательство же Перельмана выжило. Дилемма института заключается в том, что, согласно правилам, доказательство должно быть опубликовано в математическом журнале. Архивы не в счёт. Размещение доказательства в архиве, а не в журнале, является лишь одним примером борьбы Перельмана с предрассудками. «Работы Перельмана написаны совсем не в том стиле, какой принят в журналах», – говорит Брюс Клейнер, математик из Йельского университета.

«Конечно, ситуация необычна, но важно то, что человек, совершивший прорыв, дал сообществу возможность его проанализировать», – говорит президент института Джеймс Карлсон.

Перельман сторонится известности, но его знают по лекциям, прочитанным в США, и отличным результатам международной математической олимпиады, в которой он участвовал в 16 лет.

Вряд ли он приедет на международный конгресс математиков в Мадрид. Здесь раз в четыре года вручают медаль Филда – математический эквивалент Нобелевской премии – математикам не старше 40 лет. Перельмана все считают фаворитом.

 По материалам информагентств и мировых СМИ