Бостонский КругозорНЕВЫДУМАННОЕ

РОК

Двадцатилетняя Ольга на четвертом курсе института решила выйти замуж. Не по любви, не из-за корыст- ных побуждений – просто так. Приятно же почувствовать себя замужней дамой и вызвать зависть у другого не- решительного претендента, который до третьего колена всё выяснял её возможные наследственные болезни. Для себя решила: годик поживу – а там разойдусь.



Двадцатилетняя Ольга на четвертом курсе института решила выйти замуж. Не по любви, не из-за корыст- ных побуждений – просто так. Приятно же почувствовать себя замужней дамой и вызвать зависть у другого не- решительного претендента, который до третьего колена всё выяснял её возможные наследственные болезни. Для себя решила: годик поживу – а там разойдусь. Муж её отличался необыкновенным тактом, глубокой поря- дочностью и скромностью. Видя её отношение к себе, он с надеждой сказал: «Я люблю тебя так, что этой любви хватит на нас обоих». Она очень хотела бы верить его страстным уверениям.

Элегантная, стройная, с яркими голубыми глазами, со стороны она казалась очень уверенной в себе, хотя на самом деле была робкой, застенчивой и уязвимой. Одна- ко все считали её сильной натурой. Говорили, что «когда ты даже просишь, то впечатление такое, что требуешь». Этот образ был защитной реакцией, охранял её.

Ещё в школе Ольга открыла в себе необыкновенную способность: мысленно загадывала темы билетов или сочинений, которые ей попадутся на экзаменах. Получив заранее задуманную тему, спокойно, с уверенностью от- вечала, вызывая недоумение учителей, потому что, об- ладая почти фотографической памятью, она запомина- ла страницы заданного текста наизусть.

Перед завершением учёбы ей как способной студен- тке были предложены три кафедры на выбор для про- должения занятий в аспирантуре. Кафедра философии – что это за профессия? Сегодня одна философия, за- втра другая. Меняется власть, меняется философия и каким будет завтрашний день – никто не знает. Кафедра педагогики – фи, как некрасиво звучит: кандидат педа- гогических наук... Кафедра физической химии – хорошо, но учёба тяжкая, напряжённая, скучная, а у неё – вся жизнь впереди...

Получив в деканате свободное распределение, Ольга Андреевна с лёгкой душой и благими намерениями, взяв свой показательный диплом, отправилась на поиски ра- боты. После многих недель постоянных отказов и униже- ний дали понять: в её паспорте есть небольшой, но – как бы это поделикатней выразиться – оч-чень неудобный дефект. Начальники лабораторий брали её с открытыми руками: видели в ней перспективного специалиста. В от- деле же кадров – там паспорт внимательно рассматри- вали и... бесцеремонно отказывали. Так она впервые в жизни столкнулась с антисемитизмом.

Учебный год уже начался, а в школу идти работать ей так не хотелось. Помнилось высказывание Сенеки: «кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Но всё-же, в отделе народного образования пришлось просить работу. Направили в школу, недалеко от дома. Директору школы сообщили: вам чрезвычайно повез- ло – получаете талантливого и знающего специалиста. Именно так в ответ на запрос охарактеризовал Ольгу Андреевну институт.

Она была очень усидчивая, собранная, к урокам гото- вилась тщательно. Дабы ученики действительно заинте- ресовались и поняли предмет, она максимально разнооб- разила уроки. Вскоре этот предмет стал в школе одним из главных. Она уже умела по глазам учеников определить, понятна тема или нет. Хороший учитель – это не только знания и умение их наилучшим образом преподнести. Хороший учитель – это и большая искренняя любовь к своему делу, это любовь к своим уче- никам. Ольга Андреевна всё это имела, оказы- вается, она была просто прирождённым педа- гогом. Всех учеников знала по имени, никогда не была снисходительна, но требовательна и справедлива. Случалось, заглянет в класс ди- ректор – изумляется: «Так у вас урок, а я ду- мал, что в классе никого нет – так тихо...».

Однажды, как бы невзначай, Ольге на- встречу шла мамаша мальчика, неуспеваю- щего по её предмету. И этак мягко, с сочувс- твием посмотрев на учительницу, сказала: «Оленька Андревна – вы такая бледненькая, худенькая, сейчас плохо с продуктами, а я работаю в магазине – приходите ко мне». Действительно, они с мужем жили экономно и продукты не помешали бы. Подумала о че- ловеческой доброте, тем более, мамаша ни о чём же не просила. Зашли с мужем в магазин, обрадовались кол- басе, гречке и ещё чему-то дефицитному по оптовым ценам. Заплатили. И вот – конец четверти, у мальчика неисправлена «двойка». Мамаша недоумевала: как же так?! Ольга Андреевна терпеливо объясняла: ваш сын не ответил ни на один вопрос. Мамаша о продуктах как о предварительной взятке даже не заикнулась, однако сразу помчалась к директору.

– Исправь на тройку, прошу тебя – просил тот Ольгу Андреевну.

– Нет, – твердо отрезала она.

Позже, заглянув в журнал, увидела: «двойка» ис- правлена на «тройку». Рукой директора.

– Не надо быть такой принципиальной, это не всегда полезно», – поучал потом он, член партии и преподава- тель истории.

Обычно группа мальчишек из старших классов с нетерпением ждала окончания уроков и провожала её домой. По дороге Ольга Андреевна рассказывала им о новых кинофильмах, истории из жизни животных и о таинственных явлениях человеческой психики. Те смот- рели на неё как завороженные. Стояла прозрачная, ещё тёплая осень, дороги были усыпаны разноцветьем лис- топада, и букет из кленовых листьев горел в её руках, освещённый закатным солнцем. Как-то незаметно стал меняться уличный пейзаж: вот уже под ногами заскри- пел запорошивший дорогу снежок. Удивительные разно- образные снежинки медленно падали на одежду. Ольга ловила их и показывала ребятам совершенную форму кристаллов, не похожих друг на друга: шестиугольные пластинки или шестилучевые звёздочки. Позже метель замела дорожки, наступили морозные короткие дни, снег грязными слоями засыпал тротуары, и Ольга уже добиралась домой на трамвае.