Бостонский КругозорДВА ПИСЬМА НА ОДНУ ТЕМУ

"Еврейское счастье"

...Я начал свои рассуждения по поводу долгожданного фильма об Израиле фразой Некрасова
суждены нам благие порывы... Еще и еще раз перебирая впечатления, я прихожу к выводу, что не получил ответа об исходном наличии благих намерений. Остается сомнение, не является ли это многочасовое полотно воплощением заранее выбранной формы многоличия, стремлением потрафить и нашим и вашим...
_______________________
В фотоокне
Лазарь Фрейдгейм.

От редакции. Эти два письма поступили в почтовый ящик "Кругозора" почти одновременно. Одно - из Калифорнии, США, другое - из Иерусалима, Израиль. В обоих письмах - статьи, предложенные для опубликования в "Кругозоре". Статьи на одну тему: о недавно вышедшем в России телевизионном фильме, вызвавшем бурную реакцию в разных странах. А вот мысли авторов этих писем расходятся. Почитайте обе статьи, просмотрите сам фильм, все серии которого размещены под кажой из этих публикаций, и делайте выводы. Сочтёте нужным ознакомить с ними других читателей - милости просим: форумы и электронный почтовый ящик "Кругозора" всегда открыты. 

НОВЫЙ АВТОР "КРУГОЗОРА" О СЕБЕ. Фрейдгейм Лазарь, - инженер, кандидат технических наук, автор более 100 опубликованных научных работ, изобретений, патентов. Большую часть жизни работал в московских научно-исследовательских институтах по автоматизации технологических процессов и приборостроению. Занимался разным, но всегда находил интерес и удовольствие в выполняемой работе.

С 1991 г. живу в Калифорнии (США). Работал в ювелирном бизнесе, в туристическом агентстве, в большой фармацевтической фирме. Опять же - с интересом. С 2003 года на пенсии. Стал публиковаться в журналах, газетах и интернет-изданиях. О любимом собирательстве - с юмором и завлекающим интересом, о российской политике - с болью и сарказмом, о жизни - с трезвой оглядкой на прожитые годы. Хобби? А может, спасительное выражение накопленного, столь необходимое для душевного равновесия.

По российскому телевидению показан многосерийный фильм об Израиле "Еврейское счастье" (8 серий). Фильм "Еврейское счастье" продолжает ставшую уже традиционной серию телепутешествий В. Познера при участии И. Урганта. Фильм проблематичный, вызывающий активное обсуждение с широким диапазоном мнений - от одобрения до полного неприятия

Андрей Максимов в обстоятельной рецензии в "Русской Газете" высказывается в поддержку искренности взглядов главного автора фильма и ведущего В. Познера. "Фильм Познера - это взгляд. Взгляд уважаемого человека, который приехал в страну, попробовал в чем-то разобраться, что-то понять и поделился своим взглядом с другими... Если человек высказывает не близкую кому-то точку зрения - это еще вовсе не означает, что он что-то пропагандирует. Познер говорит то, что ему кажется правильным. Как человек, имеющий такую свою позицию. Имеет ли человек на нее право? Абсолютно".

Я хочу представить другой взгляд на авторский подход к "Еврейскому счастью".

"Суждены нам благие порывы..." Фильм снят с пригашенным чувством восприятия увиденного, двойственным эмоциональным посылом. Это делает фильм безадресным. Для русскоязычных израильтян он легковесен и перегружен общеизвестными сюжетами и ошибочными сведениями. Для российских евреев и русскоязычных евреев, живущих в других странах, в фильме много сомнительных авторских рассуждений (и утверждений). Для не еврейского населения России, в большей части не питающих глубоких чувств симпатий к Израилю, в фильме много непривычных и нервирующих деталей еврейского быта...

Традиционно, когда слышишь "еврейское счастье", подразумевается проявление худшего из всех  возможных вариантов. В фильме же автор предполагает, что такое название отражает некоторую долю оптимизма и иронии. Говоря о еврейских традициях В. Познер констатирует: "Мне это все чуждо совершенно". С таким отношением трудно снять фильм об Израиле, полном памятников и традиций разных времен и народов.

Фильм вобрал долгую работу большого коллектива. Во многих эпизодах камера с пристальным вниманием скользит по разным лицам и пейзажам. Медленно двигаясь, замирая или быстро проскакивая с одного на другое... С особой тщательность показаны особенности жизни в кибуце и боевой подготовки в Армии Израиля. Смотришь и постоянно переносишься с объекта на объект со скоростью камеры. Сопоставляешь ранее виденное и невиденное - со своим представлением. Картина большая, позволяющая соучаствовать в перипетиях жизни страны ... Приятно музыкальное оформление, представленное композитором - дочерью Познера Е. Чемберджи.

Познер говорит: "Страна неоднозначная, разная во всем, кроме одного: она обожаема всеми, кто в ней живет". Эта мимоходом оброненная фраза многократно обрастает противопоставлениями. Кто эти "все" в восприятии автора? Задумываешься: где бочка меда, а где ложка дегтя? Счастье или несчастье создание еврейского государства? А может быть, это и есть еврейское счастье - создание еврейского государства Израиль? Разнополюсные участники многих интервью в фильме дали противоположные ответы. Земля обетованная или оккупированные территории... В авторской подаче вопрос остался открытым. Для выбранного названия определиться было необходимо. Невольно вспоминается анекдотический эпилог: или крест сними, или трусы одень...

Эренбург в 1922 году написал о евреях как соли земли. Соль необходима, она растворена в мире, но собирать всю соль на одной почве - значит сделать ее бесплодной. Д. Быков на встрече с израильтянами очень образно, но не бесконфликтно, освежил эту метафору. Он повторил, что евреи - соль земли, но вряд ли следует собирать всю соль в одной солонке.

Но еврейское государство есть. Оно поражает успехами и занимает в мировой табели о рангах по многим показателям место, явно превышающее доли по площади территории и численности населения. Многие из этих ярких сторон страны нашли отражение в фильме.

Чуть отдаляясь от нервных сомнений, упомяну несколько однозначно не понравившихся деталей.

- Должен ли еврей уметь торговаться? - задаются вопросом ведущие, входя на восточный базар. - Мне кажется, что это часть характера, - отвечает В. Познер. Большую часть одной из серий занимает обширный завтрак, заканчивающийся замечанием, что евреи любят есть, но не любят платить за угощение. При этом в каждом случае идет речь не о конкретных людях, а о евреях как общности. 

Не интеллигентно паясничание по поводу записок в стене плача при фиглярском написании собственных писем Богу.

В беседах с религиозными деятелями и рассуждениях об ортодоксах фильм полон двусмысленностей, позволяющих каждому получить подтверждение своих взглядов. Для юдофобски настроенных зрителей много привлекательно звучащих сентенций арабских деятелей.

В нескольких эпизодах возникает вопрос о пунктах пропуска машин и об избирательной проверке их на этих постах. Один из палестинских деятелей эмоционально говорит о дискриминации арабского населения при контроле: машины с желтыми номерами проезжают почти свободно, а с зелеными - досматриваются. Дискриминация? А может, просто тщательный контроль не израильских машин? Автор оставляет такое обвинение без комментариев, давая зрителю свободу оценок или необходимость справок о системе номеров в Израиле и в Палестиной автономии.

После посещения душераздирающего музея Яд ва-Шем - национального мемориала Катастрофы и Героизма - задается вопрос: чувствуете ли себя евреем?
- Нет, только сочувствую погибшим.... - с философской рассудительностью и оговорками продолжает рассуждение ведущий.
(Извиняюсь за возможно не дословную точность цитат. Я привожу их по памяти после просмотра).

Невольно в качестве четкой позиции вспоминаются слова Е. Евтушенко из некогда набатно прозвучавшего "Бабьего Яра":

Мне страшно.
 Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас -
 я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус -
 это я.

Познер, упоминает Второй храм, построенный, по его мнению, при Ироде. В действительности он был построен на 500 лет раньше под надзором Зоровавеля, потомка царя Давида и первосвященника. Храм просуществовал до Ирода Великого с 516 до 20 гг. до НЭ.

Шоковое впечатление произвели замечания Познера о невозможности понять, как евреи, находящиеся во власти фашистских извергов, покорно нашивали на одежду желтые магендовиды и без борьбы шли к собственным могилам.

Возвращаясь к теме искренности В. Познера в показе израильской жизни и Израиля, хочу пересказать давний эпизод журналистской работы В. Познера, врезавшийся в мою память. В начале 90-х годов в ток-шоу Донахью на американском телевидении В. Познер рассказывал о жизни в России, отвечал на вопросы американцев. Пожилая женщина спросила Познера правда ли, что русские люди голодают, что они не могут купить в магазинах самого необходимого. На мгновение театрально задумавшись, Познер сказал, что чем выслушивать долгие пояснения, он лучше покажет небольшой видео сюжет. Были показаны высокие застекленные прилавки, каких в Америке нет уже несколько десятков лет, заполненные колбасами, мясной кулинарией и сырами. У каждого продукта два ценника - в рублях с цифрами с многими нулями и в "условных единицах": 3-5 у.е. на колбасах, 2-3 у.е. на сырах. Познер пояснил, что меньшие цифры примерно соответствуют цене в долларах. "Посмотрите, - сказал Познер,- не правда ли знакомые цифры". По аудитории прошел успокоенный одобрительный гул. И тут, как профессионал фокусник, Познер добивает аудиторию: "Обратите внимание: это цены не за фунт, как в Америке, а за килограмм, т.е. более чем за два фунта". И с видом победителя перешел к следующему вопросу, ни слова не сказав о несоизмеримости доходов.

Личный взгляд журналиста или профессиональный пропагандистский маневр? Такой жульнический профессионализм экстра класса - не частое явление и случайностью быть не может.

Возникла невольная ассоциация с "беспристрастным" показом еврейского счастья: "Жив Курилка". Не утратил формы за многие годы и в изменяющемся времени. А.С. Пушкин в эпиграмме на одного из одиозных журналистов написал:

Как! жив еще Курилка журналист?
- Живёхонек!..
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.

Последняя серия фильма претенциозно названа "Что есть еврей". Я пытался вникнуть в рассказ ведущих, но кроме трапезы в шабат и приготовления с участием Урганта какого-то кошерного блюда с рыбой почти ничего не запомнилось.

Если бы авторы из 8 серий оставили бы 4-5 серий, исключив нелепую заставку каждой серии с блужданием по пустыне с чемоданами (денег!? - так в фильме) и значительно сократив основной массив собственных мало вразумительных рассуждений, вышло бы привлекательное путешествие, не уступающее по увлекательности путешествию по Америке. Если бы...

Что-то мешало с большей определенностью показать свое отношение к стране и сложным условиям ее существования. Когда-то Л. Толстой, ознакомившись с работой писателя и русско-еврейского публициста Ф.Б. Геца "Что такое еврейство" (СПб,1885), записал в дневнике: "Я сочувствовал евреям, прочтя это - стали противны". Чудится мне, что значительная часть не еврейских зрителей после просмотра почувствует возможность обоснования своего аналогичного отношения.

Немало побродив по Израилю, Познер на вопрос Урганта замечает: "Я ждал, что будут бабочки в животе, холодок внутри, но сказать, что у меня что-то в груди трепещет, - нет…"

Я начал свои рассуждения по поводу долгожданного фильма об Израиле фразой Некрасова: суждены нам благие порывы... Еще и еще раз перебирая впечатления, я прихожу к выводу, что не получил ответа об исходном наличии благих намерений. Остается сомнение, не является ли это многочасовое полотно воплощением заранее выбранной формы многоличия, стремлением потрафить и нашим и вашим. Автор, возможно, стопроцентно успешно решил поставленную задачу... Ежи Лец когда-то писал: "Некрасиво подозревать, когда вполне уверен".

Увидеть все глазами Познера, это воистину то самое "еврейское счастье"... Завершают фильм слова В. Познера: "Я говорю - до свидания. Все же с грустью. Возможно, это передалось и вам".

Именно так: с грустью обманутых надежд...
_____________________
На фото: Знаменитый публицист Владимир Познер и популярный шоумен Иван Ургант, авторы недавно вышедшего документального фильма "Еврейское счастье".

ФИЛЬМ "ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ" (все серии)