Бостонский КругозорСТРАНСТВИЯ

Северо-восток Польши: путешествие к "обителям зла"

Хотя в наши дни Вармия и Мазуры принадлежат Польши, но на протяжении сотен лет это была Пруссия. Само по себе слово уже ассоциируется с военщиной и муштрой.

В Первую мировую в тогдашней Восточной Пруссии лили кровь германская и русская армии. В мрачную эпоху Третьего рейха регион полюбился нацистской верхушке. Здесь находилась самая большая из семи штаб-квартир Гитлера. О том, как выглядит это место в наши дни и будет дальнейший рассказ.

Немного географии

Как уже сказано выше - Варминско-Мазурское воеводство занимает крайний северо-запад Польши. На севере оно граничит с Калининградской областью РФ. На западе к нему примыкает Поморское воеводство (административный центр - Гданьск), на юге – Мазовецкое (столица – Варшава). Столица региона – город Ольштын с населением около 170 тыс. жителей. Из Варшавы сюда – 250 км, из Гданьска – чуть меньше 200 км. Комфортный междугородный автобус преодолевает это расстояние примерно за 3 ч.

Варминско-Мазурское воеводство - самый безлюдный регион Польши. Плотность населения здесь - 59 чел. на кв. километр, при среднем показателе по стране - 122. Да к тому же большинство региона – это горожане. Так что природа здесь сохранилось прекрасно и относятся к ней очень бережно. Поскольку для неиндустриального региона природа стала важным источником доходов.

Большая часть территории воеводства занята огромной водной системой, состоящей из тысяч озер и соединяющих их проток, речушек и рукотворных каналов. Этот водный мир называют Мазурскими озерами. Подобные природные условия стали благодатной почвой (если так корректно сказать) для процветания водного туризма – от чинного катания на плотах по тихим речушкам до больших яхтенных регат на больших озерах.
Так что если горнолыжный курорт Закопане называют зимней столицей Польши, то титул летней столицы получило местечко Миколайки, зажатое между водными зеркалами  озер Талты и Миколайске.

На суше здесь тоже все обустроено очень даже неплохо. Велосипедная инфраструктура (вокруг Мазурских озер - в особенности) доведена почти до идеального состояния. Прокат велосипедов можно найти в любом городке и даже селе. Сплошь и рядом взять напрокат "коня педального" можно прямо в отеле. И прямо из него отправиться в спокойную поездку по разветвленной системе велодорожек. Они пронизывают всю дорожную сеть внутри населенных пунктов, проложены между городами. Более того. Местные велодорожки входят в часть впечатляющего велосипедного маршрута Green Velo, проходящего по пяти восточным воеводствам страны. Впрочем, если захочется чего-то более экстремального, то можно подобрать маршрут по бездорожью, через болота, леса, разрушенные мосты и тому подобное.

Но вернемся теперь к военной истории. Впечатляющим памятником о  временах Первой мировой здесь является форт Бойен. Это мощное укрепление заслуживает отдельного рассказа. А вот о Второй мировой напоминают глыбы бетона, разбросанные в лесах, окружающих Мазурские озера.

Мрачная память

В лесах окружающих, Мазурские озера, неподалеку от местечка Растенбург (теперь -  Кенштын), перед нападением на Советский Союз были построены главная ставка Гитлера и командный комплекс всей немецкой армии. "Построены" - не совсем точное слово. Более правильным будет сказать "отлиты из бетона и вкопаны в землю".

Ставка фюрера Wolfschanze («Волчье логово») представляла собой комплекс из восьми десятков железобетонных бункеров и других укрепленных сооружений. Толщина стен у них просто чудовищная – иногда она доходит до 8-9 м.

 Все сооружения прятались в густом лесу и были мастерски замаскированы. Приемы маскировки были самые неожиданные. Например, до сих пор иногда можно видеть поверхности, покрытые смесью цемента и морской травы. Поскольку комарам из местных болот было без разницы из кого пить кровь - из местных крестьян, заключенных концлагерей или нацистских вождей, то все окружающие водоемы регулярно обрабатывались противокомариными средствами.

Еще "Волчье логово" отмечено неудачным покушением на Гитлера в 1944 г. На месте железобетонного барака, где произошло это событие, установлен скромный памятный знак.

Когда Красная армия в 1945 г. подошла на расстояние пары десятков километров, большую часть бункеров нацисты подорвали. Взрывчатка закладывалась внутрь бункеров, и мощные взрывы просто выворачивали толстенные стены наружу и ставили на ребро циклопических размеров потолки.

 

После войны были намерения сравнять с землей остатки "Волчьего логова". Однако все оказалось не так просто. Окрестности ставки, да и сами бункеры были буквально нашпигованы минами. Саперы работали здесь до 1956 г. А пока шло разминирование, решено было сохранить остатки как туристический объект.

«Волчье логово» - не единственный туристический объект подобной тематики. В 20 км от него можно побывать в штаб-квартире Верховного командования вермахта - Mauerwald. В отличие от ставки Гитлера, этот объект уцелел. Тем не менее такого впечатления как посещение "Волчьего логова" осмотр Мауэрвальда не оставляет. Возможно, атмосферу опошляют довольно убогие выставки военной амуниции и тому подобные, по-быстрому слепленные, экспозиции для развода туристов на деньги. Потраченные деньги (пусть и совсем небольшие) оправдывает лишь мрачный ореол этого места. Достаточно представить, какие трагические события связаны с этими мрачными замшелыми глыбами и сразу не по себе становится.

В целом же после дня, посвященного "Волчьему логову" и "Мауэрвальду" остается ощущение мрачных, недобрых мест. Настоящие обители зла.

История поместья Штайнорт

Неподалеку от всех этих груд бетона есть еще одно место, связанное с покушением на Гитлера. Одним из его участников был офицер вермахта Генрих фон Ландорф. После провала заговора он был расстрелян вместе с другими заговорщиками. Генрих фон Ландорф был прусским аристократом и ему принадлежал замок Штайнорт в окружении просторного парка.

Располагался замок всего в 15 км от ставки Гитлера. Поэтому здесь часто останавливался министр иностранных дел Рейха фон Риббентроп.

После провала покушения семья фон Ландорфа была подвергнута репрессиям. Имущество конфисковали, мать отправили в трудовой лагерь, четырех дочерей - в детдом. Одна из них, тем не менее, впоследствии стала знаменитой моделью. В 70-е годы имя Веры фон Ландорф, более известной как Верушка, было у всех на слуху.

Так вот, поместье Штайнорт сохранилось по сей день. Да, оно заброшено и понемногу разрушается. Более того, Несколько лет назад Вера фон Ландорф побывала в этих местах. Увиденное произвело на нее тягостное впечатление. "Дом похож на живой организм, который задыхается, как выброшенная на берег рыба. Кажется, он говорит: "Дети, до сих пор я держался, я еще стою, но теперь вы должны мне помочь", — написала Вера.

В наши дни мало кто из проезжающих по близлежащей трассе знает о той истории.

Фотографии автора.