Бостонский КругозорУГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Пейзажи художника Rencault (Разговор с читателем)

В редакцию пришло письмо. Нино М. из Тбилиси пытается разгадать тайну старой картины из личной коллекции. Как спасительную ниточку она нашла публикацию нашего журнала 2018 года. Вот это письмо:...

Здравствуйте,

Пожалуйста, помогите мне в установлении автора пейзажа, исполненного маслом на холсте с подписью “RENCAULT”.

Размеры картины – 58 х 90 см. Картина была приобретена в Ленинграде в 1960-х. Художника, пользовавшегося такой подписью, мне найти не удалось.

Недавно в интернете я нашла следующие статьи: https://www.israelculture.info/mistifikaciya-kak-iskusstvo/; https://www.bostonkrugozor.com/show/ayvazovskiy.3625.html

Посылаю фотографии картины (два варианта) и подписи.

С уважением,
Нино М.

Мы обратились за ответом на письмо читательницы Нино М. к нашему автору Лазарю Фрейдгейму, на статьи которого Нино даёт ссылки.

Ниже публикуем ответ-исследование Лазаря Фрейдгейма.

А был ли мальчик?..

Для меня имя художника Rencault знакомо издавна по морене, написанной в стиле Айвазовского. Эта ассоциативная связь подчёркивается и оценками искусствоведов и "искусственным интеллектом" интернета.

 

Меня издавна влекла легенда связи этого пейзажа с именем Айвазовского своей таинственной привлекательностью. Я неоднократно возвращался к ней в поиске как оснований для отнесения картины к числу работ И. Айвазовского, так и к поиску таинственного Ренко-Rencault.

При запросе в поиске изображений на Яндексе по картине "На мели" в дополнение к множеству иллюстраций система выдаёт оценку "Кажется, на изображении" с наиболее вероятными ссылками, каждая из которых помечена именем "Айвазовский"...


 
В конце 2017 года в аукционном доме "Русская эмаль" выставлялся морской пейзаж. Лот характеризовался как "Неизвестный художник. Морской пейзаж с парусником. Конец XIX века. Западная Европа. Холст, масло. 71,5 х 35,5 см. В правом нижнем углу подпись: "Rencault".

Представляется, что это два авторских варианта одного морского сюжета. Совпадают даже размеры парусников на первом и втором плане (правда, на вторую картину залетели справа дополнительные чайки).
В интернете есть ссылка ещё на один морской пейзаж с подписью Rencault.

Нино Меунаргия приводит парковый пейзаж. Пейзаж выполнен в другой манере. В нижнем правом углу характерная подпись Rencault.

Поиск в интернете данных о художнике Rencault оказался бесперспективным. Имеется упоминания о почти двух тысячах людей с фамилией Rencault. Однако минимальность сведений о каждом из них не позволяет найти интересующую информацию. Оценить характер живописи и принадлежность разных полотен одному художнику по случайным фотографиям задача не реальная.

В интернетовской дискуссии было высказано предположение, что под подписью Rencault может быть некоторое объединение художников. Такие артели, объединения, выбиравшие себе произвольные громкие названия, были распространены в России начала ХХ века. Предположение трудно подтверждаемое, но и трудно отвергаемое. Принимать участие в подобной коммерции или мистификации могли и достаточно известные художники того времени. Как союзы, так и артели возникали и прекращали свою деятельность. Это могло определяться как поиском новых форм, так и коммерческими целями.

Я счёл целесообразным для субъективной оценки присмотреться к характеру подписей под известными нам полотнами. Приведены подписи под четырьмя упомянутыми картинами, показывающие однотипность подписей, принадлежащих скорей всего одному художнику.


 
В итоге выскажу своё представление: Rencault — имя неизвестного художника конца XIX-начала XX веков, профессионально работавшего в жанре пейзажа. Был ли это западноевропейский художник Rencault или российский Ренко, подписывавший свои работы на европейский лад, особого значения не имеет. Представляется, что это мастер, возможно, уровня Юлия Клевера, хорошо известного немецко-российского пейзажиста.

Художник оставил ряд работ, которые через сотню лет привлекают наше внимание.
Спасибо ему!