Бостонский КругозорЖИЗНЬ В АМЕРИКЕ

"Островок" в солнечной Калифорнии

...- Её отец был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла революция,и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр)...
______________________

Парящая над сценой балерина,
как будто птица рвётся в облака,
вдохнув Ассолью со странички Грина
романтику высокого стиха.

Она живёт балетом. Вся в движеньи,
порхает словно бабочка, легка,
и взмахом рук волшебное мгновенье
несёт своим искусством сквозь века.
/Наталья Кухтина/

     Одно время  и мои внучки Настенька и Алeчка были увлечены балетом и жили балетом. На сцене все  было ярко, красочно. Нарядные костюмы. Чудесные дeкoрации. Прелестная музыка. У  юных  балерин - приятный румянец на щечках. В завершении - море цветов. Балет - это феерия, праздник и чудо.Меня тоже "затянул" в свои сети  в  олшебник балет,  но не на сцену, был бы рад, а в область своей истории, если сказать точнее -  в размышления  о влиянии  русского балета на американский.

     Известно, что во Франции, Англии, Дании, Марокко и других странах после революции в России работали замечательные балетные педагоги из Мариинского и Большого театров. Они-то и воспитали новое поколение. Закончив карьеру танцовщиков, их участники сами открывали школы во всех концах света. Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету, - "островки" всплывают абсолютно везде.

    И каждый раз, посетив Балет Сан-Хосе, я убеждаюсь, что и в солнечной Калифорнии есть такой "островок".

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

     Вы знаете, мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор. Интересны их истоки и наличие "русских корней". Карен Габай. Маленькой девочкой начинала она в Сан-Диего, а потом училась в прекрасной Школе американского балета.

   - Много у нас работало русских педагогов,- рассказывала Карен.- Мадам Александра Данилова и Джордж Баланчин учились балету в Санкт-Петербурге. Были солистами труппы Мариинского театра.Она танцевала на сцене Русского балета Монте-Карло,а он был хореографом. Они и познакомили меня с русским балетом.Заботливо передавали свое мастерство.Помогли стать настоящей балериной.

     Познакомился я и с балериной Каленой Опдайк. Она из красивого  калифорнийского  Монтерея.Первые шаги в балете делала в родном городе у мадам Киры Ивановской.

     -Ее отец был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла революция,и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр).

     Это была настоящая академия русского балета.Семья радовалась: Киру пригласили  в Русский балет Монте-Карло.

   - Мне очень повезло,-рассказывает Калена,-что судьба свела  меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

В вибрациях танца изящно порхали
Красивые кисти, столь тоненьких рук,
В них таинство звёзд, с отголоском печали,
Способность летать, несмотря на недуг.

Пусть строг хореограф, пусть жалость немая
В носочках натянутых чувствует боль,
Чтоб "Спящей красавице" рукоплескали
За самую первую лучшую роль!

Почти что актриса, звезда своей сцены,
Легко, виртуозно кружит в фуэте,
Не жаждя признания высшей богемы,
А просто стремясь к долгожданной мечте.
 /Екатерина Шошорина/

      Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме.В газовой камере оборвалась жизнь танцора и балетмейстера Рене Влюма. Он долгие годы трудился в Русском балете Монте-Карло. Нина чудом осталась жива. Полюбила  балет.Танцы стали целью ее жизни. Помогли ей выжить. После войны стала прима балериной Русского балета Монте-Карло и "Нью-Йорк Сити Балле", у истоков которых стоял Джордж Баланчин.

     Жизнь балерины на сцене, как известно,недолговечна. Нина вышла замуж и уехала в Венесуэлу. В столице открыла русскую балетную школу.

  - Я счастлива, что училась у нее, - рассказывала Ирена Иши. В Америку я поехала за своим будущим.Сколько было радости,когда меня приняли в Балет Сан-Хосе.Радовалась и моя учительница в далеком Каракасе.

     Однажды после балетного спектакля меня познакомили с двумя солистами Балета Сан-Хосе и сказали:с ними можно говорить по-русски.

  -  Моя учительница Марика Безобразова,- вспоминал Андреан Торнe,- была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной императорского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Школа мадам Кшесинской славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако мадам Безобразова создала Академию танца, и я стал ее учеником.Учиться у нее было тяжело,и в то же время я получал большое удовольствие. Она добрый человек и требовательный педагог. Прошли годы, и я стал солистом Национального балета Кубы.

     Когда танцевал Роберто Алмагаер,мне казалось,что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было конца. Он  тоже был солистом Национального балета Кубы, выступал в главных ролях в мексиканском балете.Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только классическому танцу, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил кубинца  в Москву.

   - Я люблю музыку Чайковского,-говорит Роберто.-Она всегда напоминает мне Большой театр,мою учебу у известных танцоров России.

     Уже много лет  Рони Малер-заместитель директора Балета Сан-Хосе и преподаватель балетной школы.

   - Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева.Часто помогал  муж - Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра,- рассказала она.- В Нью-Йорке у мадам  Юрьевой была своя  русская балетная школа. Как лучшую ученицу она рекомендовала меня в Русский балет Монте-Карло,где балетмейстером был  Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором и балетмейстером, Михаилом Барышниковым, я встретилась в Американском балетном театре,художественным руководителем которого он был. На этой сцене я танцевала с такими прославленными мастерами,как прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

     Жизни человека есть предел,учению - нет, гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с простым  русским парнем  Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно с радостью посвятил бы их родной Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Видя его колоссальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить  все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

     Антон приехал в Вашингтон (округ Колумбия)в Кировскую академию балета. Первым, кого он встретил, был директор этой академии - народный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад пополнению и делал очень многое для совершенствования своих подопечных.

     Быстро пролетела учеба. Что дальше? Антон решил поступить в Нью-Йорке в Школу американского балета, богатую русскими  традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник Академии русского балета, бывший солист Мариинского театра Джордж Баланчин.

     Конечно,  работу долго искать не пришлось.Антона пригласили в Балет Сан-Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ: американских, китайских, японских, английских, немецких,французских.

     Антон отлично понимал,что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответственность, но все трудности он успешно преодолел. Сейчас он солист, танцует в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте", "Лебедином озере", "Щелкунчике" и многих других постановках. Выступал на сценах Национального балета Дании,Королевского балета Англии.

     Недавно в Балете Сан-Хосе танцевали и другие представители России:солистка Мариинского театра Александра Ковтунова и солист Большого театра России Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН НЕ ОШИБСЯ

     Балет Сан-Хосе имеет славную историю. В течение 25 лет на его небосводе сияли немало больших и малых балетных звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но навсегда вошли в  историю балета выступления знаменитых  русских танцоров, бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

    - Уже давно нет великого танцора Рудольфа Нуриева. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете "Коппелия", поставленном по сказке Гофмана. Чудесная музыка Делиба. Превосходный танцор Нуриев в роле профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге,-вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес (Raymond Rodriguez).

      Александр  Иванович Пушкин более 30 лет отдал Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Талантливый педагог подготовил сотни толковых танцоров.Но особенно выделил он трудолюбивых и целеустремленных мальчиков Олега Виноградова,Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова. В классе Самуила Андрианова и Павла Герта учился Георгий Баланчивадзе. Педагоги были уверены, что эти ребята далеко пойдут.И не ошиблись.

      Иосиф Бродский был большой поклоник русского балета и посвятил поэтические строчки танцору Михаилу Барышникову:

     Классический балет есть замок красоты,
     Чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
     Пиликающей ямой оркестровой отделены.
     И задраны мосты...

     Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
     Барышников зреть. Талант его не стерся!
     Усиление ноги и судорога торса
     С вращением вкруг собственной оси

     Рождают тот полет, которого душа
     Как в девках заждалась, готовая озлиться!
     А что насчет того, где выйдет приземлиться,
     Земля везде тверда;рекомендую США.

БИЛЕТ  НА  БАЛЕТ

     Мариинский государственный  театр - один из старейших в России. С его именем связаны такие известные деятели  русской сцены, как Галина Уланова, Анна Павлова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Приезд в Сан-Хосе балетной труппы театра воистину вылился в большой праздник  русского балета.

     Поклонники русского балета могли посмотреть в Сан-Хосе и постановки  известных театров России - Московского балета классического танца и Екатеринбургского балета. Кстати,Сан-Хосе и Екатеринбург - города-побратимы.

   - Художественный директор Балета Сан-Хосе Деннис Нахат отлично знает русский балет, его  традиции, - говорит музыкальный  руководитель Академии русского балета дирижер Валерий Овчиников,- хорошо знает и русскую хореографию. Нам всегда есть, о чем поговорить и чему поучиться друг у друга. Мне приятно, что балетмейстером и хореографом многих балетов на музыку русских композиторов является сам Деннис. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

     Теперь давайте вместе посмотрим на репертуар Балета Сан-Хосе. За 25 сезонов - более 120  балетов. Здорово! Немало среди них постановок на музыку русских композиторов: "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Серенада",  "Спящая красавица" Петра Ильича Чайковского, "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина, "Жар-птица", "Агон" и "Аполлон" Игоря Стравинского, "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, "Шахерезада" Николая Римского-Корсакова, ряд балетов в хореографии Джорджа Баланчина.

     Вы обязательно спросите, почему русский балет так популярен в Сан-Хосе, в чем секрет. А ларчик просто открывается.

     В шесть лет мама записала Денниса Нахата в Детройтскую музыкальную школу. При чем тут балет? Не торопитесь! Через несколько лет его с удовольствием приняли и в танцевальную школу. Танцы  брали верх. Учителя были замечательные. Но ему особенно запомнилась мадам Анна Соколова.

     Она родилась в семье еврейских иммигрантов. Увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и других городах Америки. Стала замечательным балетмейстером и хореографом. Одно время жила в Израиле. Помогала в организации балетных школ и преподавала. В Америке широко отметили столетие со дня ее рождения.

   - На всю жизнь она привила мне  любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Думаю, что моя карьера сложилась удачно. Посудите сами: я был принят в один из лучших нью-йоркских театров - Американский балетный театр. Мне очень повезло. Художественным руководителем и  балетмейстером был знаменитый  русский танцор из Мариинского театра Михаил Барышников. Тут было много русских звезд, и было, у кого учиться. Сюда приглашались и выдающиеся хореографы и балетмейстеры. Был среди них и всемирно известный Джордж Баланчин. Вот и все мои "любовные" секреты балетмейстера.

     Мы с внучками покидали русский балет "Щелкунчик" в постановке американского балетмейстера и хореографа  Денниса  Нахата. Зал горячо аплодировал. Настроение было праздничное. Отличное осталось впечатление от музыки композитора Петра Чайковского,  ярких темпераментных танцев, красочных декораций. Я еще раз увидел  этот всеми признанный "островок" - Балет Сан-Хосе.


ЛЮБОВЬ НАВЕЧНО

-  У меня русские корни, но я родился в Америке.Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве, в Академии Большого театра.-Поделился Саша Радетский.- Поэтому моя любовь к русской классике навечна.
                                   
      На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта-Круз. Его словно в плен взяли чудесные горы, покрытые фантастическими лесами - знаменитыми калифорнийскими секвойями. Ходят легенды: эти деревья способны передавать мистическую силу людям и помогать им во всем.

     Мы с женой часто бываем среди этой красоты: тут живут родственники. Они хорошо знают, что меня очень интересует балет, но в особенности - его русские корни.

- Тут от нас недалеко, на соседней улице, живет русская семья Радетских, - поведали они. - Случилось так, что двенадцатилетняя дочка увлеклась по-настоящему балетом. Потом и пятилетний Саша заразился от нее танцами.Да так, что раз и навсегда.Сначала учился танцевать  в Сан-Франциско, а сейчас улетел в Россию.

     C тех пор много воды утекло, как говорят, да и значительно уже "подросли" знаменитые деревья. И снова мой источник сообщил:

 - В семье Радетских недавно сыграли свадьбу: Саша женился. Представьте себе, он так был влюблен в балет, что и в жены взял балерину.

   - Чтобы сделать хороший балет,- говорил  великий  балетмейстер Джордж  Баланчин,- нужно любить красивых женщин.

     Талант есть талант. Мальчика из Калифорнии с большим удовольствием приняли в Академию балета Большого театра. Определили в класс Петра Антоновича Пестова. Весьма опытного педагога - "Заслуженного артиста РСФСР" и "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации". Среди его учеников - немало звезд мирового балета: Владимир Малахов, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие.

   - Петр Антонович был поглощен балетом, педагогикой. Мне очень нравились его уроки. Они никогда не были простыми, - вспоминает Саша, - но приносили мне так много пользы. Я понимал: чем старательней занимаешься в школе, тем лучшим танцовщиком станешь на сцене.

     Одна из поговорок гласит, что учиться - все равно что плыть против течения. Стоит остановиться - тебя отнесет назад. Так что наш молодой американец продолжал плыть по волнам бескрайнего океана по имени Балет, и снова он очутился в русской среде - в Кировской академии балета в Вашингтоне, округ Колумбия.

     Дело в том, что эта одна из престижных балетных школ мира и  построена по образцу Санкт-Петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Да и учат здесь известные русские танцоры.

     Саша прилежно учится и в балетной школе Американского балетного театра. И снова изучает традиции классического русского балета, и снова рядом выдающиеся русские танцоры-учителя.

     Интересно, что  Американский балетный театр возник в 1939 году благодаря эмигранту из России, бывшему премьеру Большого театра Михаилу Михайловичу Мордкину. В 1990 году его возглавила мировая звезда балета Михаил Барышников. В 2009 году лучший российский хореограф Алексей Ратманский, бывший художественный руководитель Большого театра, занял пост резидента-хореографа Американского балетного театра.

 ВЕЗДЕ РУССКАЯ РЕЧЬ

     Как-то доцент Академии балета Большого тетра Илья Кузнецов, ее выпускник, посетил своих бывших одноклассников в Американском театре балета:

  - Везде русская речь. Костюмеры, пианисты, гримеры и, конечно, танцовщики с балеринами - многие говорят на русском языке, - рассказывает он. - Ко мне подошел парень и сказал: "Привет! Как дела? Помнишь меня?". Тут солист балета Геннадий Савельев мне напомнил о маленьком америкашке, который бегал по школе с огромным рюкзаком и косичкой. Это Саша, наш солист.

      В Сити-центре Манхэттена состоялся гала-концерт в честь  юбилея замечательного русского балетного педагога Петра Пестова. Со всего мира здесь собрались известные звезды балета - его бывшие ученики. Организаторы пригласили и Радетского:

  - Саша, как сложилась твоя творческая жизнь? - поинтересовался Петр Антонович.

    -Начал в Американском балетном театре, затем пригласили премьером в Королевский балет Дании. Сейчас снова танцую в американском балете, - ответил Радетский.

   - Хотелось бы знать, что танцуешь.

     Молодому танцору было что сказать своему учителю. В его репертуаре немало русской классики: в балетах на музыку Петра Чайковского - в "Щелкунчике" Принц и в "Спящей красавице" Синяя птица; Игоря Стравинского - в "Петрушке" Петрушка; Сергея Прокофьева - в "Ромео и Джульетте" Тибальт и в "Золушке" Принц.Саша крепко полюбил Россию. Однажды ему посчастливилось выступать в Москве, где проходили гастроли Американского балетного театра.
 
      На Новой сцене Большого театра танцор выступил в балете на музыку Леонарда Бернстайна "Матросы на берегу", поставленном в духе бродвейского мюзикла.Этот балет "родился" еще в далеком 1944 году,с помощью сына иммигранта из России Джерома Роббинса (Рабинович). Кстати, он обладатель награды за режиссуру и хореографию известной постановки "Скрипач на крыше". Саша блеснул своим талантом и в балете "Тройка" в постановке французского хореографа Бенджамина Миллепье.

     "Золушка" впервые появилась в Москве в победном 1945 году в Большом театре. Через три года балет Сергея Прокофьева был поставлен в Лондоне-Королевским балетом. Известный танцор и балетмейстер Рудольф Нуриев в 1987 году создал "Золушку" во Франции. В 2002 году и в Мариинском театре прошла премьера этого балета. "Золушка", волшебная сказка Шарля Перро, постоянно привлекала композиторов и балетмейстеров. Сюжетом служила всем известная сказка о девочке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую жизнь.

      Трудно даже передать, сколько было восторга у любителей балета, особенно детворы, когда Балет Сан-Хосе поставил "Золушку". Интересно, что Принц, чтобы ее найти, специально прилетел из Нью-Йорка. Его роль исполнял, как вы уже сами, наверное, догадались, солист Американского балетного театра Саша Радетский.

      Мне остается сказать, что я позвонил моим родственникам в Санта-Круз и сообщил приятную новость о предстоящей премьере. "Золушку" смотрели вместе. Им Интересно было увидеть известного в балетном мире соседа.
___________
Иллюстрация