Бостонский КругозорСТРОФЫ

Экфрасис*

...За самоваром мира не ищи,
друг другу братья - "яко тать в нощи",
их не замирят чарка или штоф,
в избе, понеже, ненависть висит.
Был первый референдум - на Руси !
А говорили - Родина слонов...
___________________
В фотоокне
Леонид Буланов.

                       Душой  устав,  я  плачу  о  кончине,
                       Нет силы видеть муки  нищеты,
                       И  пустоту в  ликующей  личине,
                       И  совершенство  -  жертвой  клеветы,
                       И  девственность,  что  предана  разврату,
                       И  простоту,  что  превратилась  в  срам,
                       И  веры  повсеместную  утрату,
                       И неуместной  славы  фимиам,
                       И  глупость,  поучающую  вечно,
                       И  власть,  остановившее  перо,
                       И  мощь  в  плену  у  мерзкого  увечья,
                       И  злом  порабощенное  добро,

                       Душой  устав,  уснул  бы  я  совсем,
                       Но  как  тебя  оставить  с  этим  всем.

                       /Сонет  Шекспира № 66,
                       перевод  Бориса  Кушнера/

1.  ПИТЕР  БРЕЙГЕЛЬ  СТАРШИЙ.
   "Марш  слепых".

Чем  даже  самый  утонченный  стих,
TV  - как  путеводная  лучина,
в  сознаниях  -  сражение  картинок,
придуманных,  навеянных,  цветных.

Мы  бредим  ими,  ненавидим  ими,
экран  осатанело   голосит,
реальный  мир,  по  видимому,  вымер,
без  "тысячи  биноклей  на  оси".

Стада,  не  вдохновленные  стихами,
по  Брейгелю,  бредут  за  пастухами,
терзаясь   слепотою  в  унисон.

Пусть  может  я  в  метафорах  не  точен,
боюсь,  что  оробеет  "Авве  Отче"
и   Чашу  мимо  вряд  ли  пронесет.


2.  ЮРИЙ  ПИМЕНОВ.
   "Инвалиды  войны". 

      Государственный  Русский  Музей.  1926г.

Придуманных,  дабы  прикрыть  нирвану,
особых  слов  не  сочинял  эллин,
как  иудей,  не  знавший  слова  "блин",
вмещающего  всю  "лениниану".

Я  долго  думал  -  дело  ли  сонета,
там,  где  камзол,  жабо и  кринолин,
зело  мистифицировать  эстета
обратным  эвфемизмом  слова  " блин".

Kазалось  бы  -  не  сотвори  кумира,
но  твой " живот"  в  руках  у  бомбардира,
тебя  который   "судит  и  рядит",

и  так  как  инвалид  -  не  для  сонета,
так  и  эстет  еще  не  знает  это ,
что  "вежливые  люди"  -  впереди.


3.  САЛЬВАТОР  ДАЛИ.
   "Юная  девственница".

Не   доверяет  фауне  и  флоре,
хотя  к  ним  руку  приложил  Творец,
генетик  - " жрец  и  на  дуде  игрец",
он  верит  больше  ДНК,  чем  Торе.

Генетика  -  сюжет  не  для  сонета,
сюжет  -  для  сальвадорова  холста,
где  вопреки  Ветхозаветным  Вето,
прилаживают  клон  на  пьедестал.
 
Упорствует  научная  среда  -
нет  на  Скрижалях  знака   - " Не  создай" ,
венцы  творенья  неЗапрету  вторят.

Пока  из  хромосом,  как  из    колец,
еще  не  отлит  Золотой  Телец,
клон,   как  прокол,  в  естественном  отборе.


4.  БОТТИЧЕЛЛИ.
  "Три  грации"

Стезя,  как  фильм,  в  котором  все  -  сюрприз,
Эдем  был  розoвеющ  и  лазурен,
где  каждый  кустик,  как  наманикюрен,
устроенный  статичный    paradis.

Была  Венер  завидная  фригидность,
"Трёх  Граций" боттичеллев  цветничек,
был  коитус  в  обличии  либидо,
ещё  он  Думаю  не  запрещён.

А  ныне  status  quo  убралось  в  бункер,
украшенный  лишь  только " Криком " Мунка
и  бомбами  со  сладострастным  -  бис,

запуталась  динамика  в  сумбуре,
закат  -  не  розовеющ,  а  пурпурен,
и  в  "Зеркало"  глядится  " Schindler's  List".


5.  ВАСИЛИЙ  МАКСИМОВ.
   "Семейный  раздел".

      Третьяковская  галерея.

А  в Третьяковке  -  позапрошлый  миг,
как будто извлеченный из архива
"Раздел семейный", ныне особливо
он миру соответствует вельми.

Тут брату брат, как в библии, - не страж,
тут делят всё - уздечки, сёдла, вожжи,
тулупы, туески, ковши, одёжу,
стиралки,  сани,  сени -  баш  на  баш.

За самоваром мира не ищи,
друг другу братья - "яко тать в нощи",
их не замирят чарка или штоф,
в избе, понеже, ненависть висит.
Был первый референдум - на  Руси !
А  говорили - Родина слонов.


/Окончание следует/

______________________
*Экфрасис (др.-греч. - высказываю, выражаю) - описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.