Бостонский КругозорТОЧКА ЗРЕНИЯ

ЧТО НУЖНО РФ

...без торговли возможно производящее хозяйство, но нет экономики. Экономику созидает торговля. И именно торговля представляет собой могучее средство общественного развития. Этот тот самый фактор прогресса человечества, который создал цивилизацию Запада и вывел ее на первое место в мире. Товарообмен появляется еще в глубинах палеолита (30-40 тыс. лет назад), а с развитием производящего хозяйства товарообмен становится магистральным фактором исторического развития.

Чем только не объясняют историки прогресс человечества - последовательное движение его от дикости (1-я ступень общественного развития) к варварству (2-я ступень общественного развития) и далее к периоду, получившему называние цивилизации (3-я ступень общественного развития)! Тут вам и изобретение колеса, и колониальные захваты, и переход кочевников к оседлой жизни, и возникновение городов, и выплавка металлов...

Экономику созидает торговля

Если говорить об этом серьезно, надо начинать с того, что прогресс задан массой факторов. Общеисторическая логика, двигавшая человека по пути развития, имеет несколько уровней. Остальные виды живой природы находятся в жесткой связи с параметрами окружающей среды. Произошло в средней полосе потепление, травы стали выше и обильнее; вслед за этим растет популяция кроликов. Стало больше кроликов - растет популяция лисиц. Новые лисицы подъедают лишних кроликов, и так далее. Живая природа существует в динамическом балансе. А человек создал качественно новую стратегию выживания. Он не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько трансформирует эту среду, приспосабливая ее к себе. Это позволило ему достигнуть большей автономности от окружающего природного целого.

С момента своего возникновения человек постоянно совершенствует технологии деятельности, обеспечивающей его жизненными ресурсами. Волки (Canis lupus) - а это одно из самых высокоорганизованных и умных животных - появляются в Евразии в эпоху плейстоцена около 1 млн лет назад. При этом технологии охоты, используемые волчьими стаями, качественно не изменялись. А человек (homo sapiens) появившийся 180-200 тыс. лет назад с самого начала палеолита совершенствует орудия охоты (копьеметалки, лук и стрелы, дротики) и охотничьи технологии (загонная охота, использование огня, ловушки). В результате природная среда не регулирует объемы человеческой популяции. Люди плодятся, размножаются и заселяют все пригодные для жизни пространства.

В конце концов, складывается ситуация, когда человеку остается либо вымирать, либо совершенствовать технологии собственного бытия. Иными словами - двигаться по пути прогресса. Те сообщества, которым удается найти ответ на вызов истории - выживают. Те, кто не находит эффективного ответа, - сходят с исторической арены.

Это - самая общая схема, фиксирующая логику развития. На каждом этапе общая логика опосредуется массой конкретных факторов. Вслед за упомянутым выше палеолитом (эпохой охоты и собирательства), наступает неолит (эпоха производящего хозяйства), породивший государство и цивилизацию. А это уже - наша с вами эпоха. Здесь особый интерес представляет неразрывная пара - производящее хозяйство и торговля. В России до 1917 года в силу особенностей российской традиционной культуры, а затем в силу природы советской идеологии, гуманитарная наука фиксируется на прогрессе производящего хозяйства, забыв о торговле, которая подсознательно воспринимается как вещь проданная, то есть не вполне приличная, ненужная, деятельность, которая сгинет в перспективе светлого коммунистического будущего.

Так вот, без торговли возможно производящее хозяйство, но нет экономики. Экономику созидает торговля. И именно торговля представляет собой могучее средство общественного развития. Этот тот самый фактор прогресса человечества, который создал цивилизацию Запада и вывел ее на первое место в мире. Товарообмен появляется еще в глубинах палеолита (30-40 тыс. лет назад), а с развитием производящего хозяйства товарообмен становится магистральным фактором исторического развития.

Первобытные охотники не прокладывали дорог. Дороги появляются с формированием устойчивых торговых путей. Это сегодня мы зачастую покупаем продукцию, изготовленную на соседней улице. А в прошлом большая часть общества жила натуральным хозяйством. Торговля была сопряжена с перемещениями партий экзотического товара на большие расстояния. Торговец был путешественником. Отсюда - представления о географии, знание иностранных языков, обычаев народов других стран. Отсюда практика общения с носителями других культур.

Далее торговля бесконечно расширяла кругозор, открывала новые горизонты, двигала людей на открытие неведомых земель и континентов. Будем помнить о том, что исходный импульс, двигавший испанцев к открытию Америки, состоял в том, чтобы найти морской путь в Индию и разрушить монополию торговцев Востока, контролировавших Великий шелковый путь.

Есть и еще один исключительно важный аспект торговли. Торговля ориентирует людей на взаимное согласие, интегрирует людей, созидает большие общности. Акт купли-продажи возможен только по взаимному согласию сторон. Купец - это человек, профессионально ориентированный на то, чтобы договориться, увязывать разные интересы, приходить к согласию. Зрелый рынок объединяет разрозненные группы людей в большое общество, формирует нации и создает государства.

Торговля двигала мореплавание, способствовала развитию письменности и математики. Сверх всего этого, торговля формировала экономическое мышление, созидала и развивала экономическое сознание. А без этого было не возможны ни государство, ни экономика. Власть, которая игнорирует законы экономики, существует недолго и кончает плохо. Зрелые цивилизации веками нарабатывали элиту экономического менеджмента, и это был золотой фонд государственных чиновников (наряду с военачальниками, инженерами, агрономами, строителями, звездочетами-жрецами и т.д.). Покорившие Китай монголы не польстились на архитектуру, поэзию или образ жизни китайских мандаринов. Их интересовали более прагматические вещи. Прежде всего, они забрали себе на службу китайских чиновников, которые создали зрелую систему налогообложения, позволявшую интегрировать огромную Монгольскую империю. Косвенные налоги, а именно, налог с продаж монголы позаимствовали в Китае, а позже ввели его на территории Русского улуса.

Было бы упрощением утверждать, что наука возникала из запроса, рождавшегося торговлей. Развитие познания задавалось и задачами функционирования государства, и религиозными институтами, и исходной потребностью человека постигать мир. Но торговля, безусловно, выступала и выступает одним из значимых факторов развития познания.

Знания и технологии, рождавшиеся в торговой среде, подхватывало государство, которое в свою очередь опиралось на торговлю, покровительствовало ей, и существовало постольку, поскольку торговля успешно двигала экономику.

Иероглифическое письмо появляется около 4000 лет до н.э. Изобретение письменности было масштабной революцией. Но система иероглифического письма сложна и громоздка. Грамотный египтянин должен был знать до 6 тысяч знаков. В современном Китае используются 4-7 тысяч иероглифов. На освоение этой премудрости уходили годы жизни, а круг грамотных людей был жестко ограничен. Люди тысячелетиями пытались упростить систему письма. Были попытки создания слогового письма (крито-микенского, библосское письмо), в котором можно было обходиться 120-200 знаками. Но эта новация не получила широкого распространения. Прорыв произошел в Финикии.

Древнейшая алфавитная система, существовавшая со 2-го тыс. до н.э. и легшая в основу почти всех известных алфавитов, появляется в Финикии. Вместо тысяч иероглифов финикийский алфавит обходился 22 знаками, причем согласные. Вначале финикийскую азбуку переняли греки, добавив гласные буквы.

Создание алфавита произвело настоящую революцию, сделав письменность доступной большинству людей. В отличие от клинописи, привязанной к глине, финикийская письменность была удобна для записи на любой поверхности - от вощёных дощечек до остраконов (черепков), на которых зачастую делались бытовые записи.

Для нас этот прорыв и истории мировой культуры интересен тем, что финикийцы были торговым народом. Финикийская культура центрировалась на морской, а также сухопутной (караванной) торговле. Финикийцы осваивали берега Средиземноморья, создавали свои колонии, включали целые регионы в систему международной торговли, а значит и в поток мировой истории. Они не только вышли за пределы Гибралтара, но первыми обогнули Африку с востока на запад. Но самое мощное изобретение финикийского гения - алфавитное письмо.

Как торговля связана с алфавитным письмом

Очень просто. Как вы понимаете, торговля невозможна без системы отчетности. Иероглифическое письмо долго и сложно осваивается и требует громоздкой технологии (текст пишется на глине, потом эту глину надо обжечь). На корабле или в чужой стране писать иероглифами крайне сложно. Суть изобретения состояла в том, что на месте знаков изображавших конкретные предметы и понятия, приходит изображение звуков (фонем языка) составляющих любые слова. Мы выросли в культуре алфавитного письма, нам это кажется очевидным, но переход от изображения смыслов к отображению звуков, составляющих слова, был грандиозной революцией.

Вначале, внеся некоторые улучшения, идею алфавита у финикийцев переняли греки (VIII век до н.э.). На базе греческого родился латинский алфавит (VII век до н.э.). В IX веке уже нашей эры возникает кириллица. А сегодня алфавитной системой письма пользуется большая часть человечества.

Но вернемся к торговле. Экономика Киевской Руси строилось на транзитной торговле. Знаменитый путь "из варяг греки" - водный путь из Балтийского моря в Византию через Восточную Европу - стал основанием государства. Причем возникновение государства на торговых путях было распространенным историческим сюжетом. На торговом пути сложился современник Киевской Руси - Хазарский каганат.

 Киевская Русь находилась на периферии тогдашней Ойкумены. Масштабы торговли и ассортимент был достаточно скромным: это отнюдь не Великий шелковый путь. Мед, пушнина, икра, которую европейцы охотно потребляли во время Великого поста. Тем не менее, этой хозяйственной деятельности хватало для создания раннего государства. А дальше на базе транзита развивались ремесла, росло сельское хозяйство, складывались и росли города.

Логика развития Киевской Руси чисто экономическая. Школьные учебники истории об этом молчат. Почему следующий за Рюриком князь Олег переносит столицу в Киев? Причина проста. Созданное Рюриковичами государство исходно было чисто коммерческим предприятием. Киев делит путь "из варяг в греки" пополам и находится на границе лесной и степной зоны. В степи главенствовали кочевники - печенеги, половцы. Эту часть пути караваны судов проходили с воинской охраной. А плечо от Балтики до Киева лежит в лесной зоне. Здесь можно было формировать единое государство. Собрав "полюдье" со всех племен, лежащих в лесной зоне, из Киева, как из центра, можно было двигаться в поход по опасной части пути. Сохранился красноречивый документ - Договор, заключенный князем Олегом с Византией в 911 году. Он детально регулирует порядок русской торговли в Константинополе. Читаешь и понимаешь, что волновало киевских князей, и ради чего существовало это государство.

 Наша школа формирует героическую мифологию ранних этапов отечественной истории. Никто не объясняет ребятам экономическую обусловленность политических и исторических процессов. И это понятно, учебники истории писали вначале дворянские историки, а затем советские идеологи. Пора называть вещи своими именами.

В Киевской Руси коммерсант был человеком I сорта; а ее экономика основывалась на торговле. Однако все это благолепие завершилось после того, как в XI веке кочевники окончательно перехватили контроль над степной полосой и заперли путь "из варяг в греки". Отсюда упадок Киевской Руси и распад государства.

А что было потом

С распадом Киевской Руси появляются три новых центра консолидации: Галицко-Волынская Русь, Новгородская республика и Ростово-Суздальская Русь. Эти центры символизировали разные стратегии исторического развития. Галицко-Волынская Русь двигалась в сторону нормального европейского феодализма, а потому в итоге ушла в Европу.

Новгородская республика (Господин Великий Новгород) пришел к модели свободного торгового города-государства. В Северной Европе эту модель реализовали города Ганзейского союза, в Средиземноморье - Генуя, Венеция, Пиза и другие торговые республики средневековья. Новгород центрировался на балтийской торговле, поставляя в Северную Европу сырье и продукты первого передела, собираемые с огромных пространств колонизуемых новгородцами: меха, кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес.

А Ростово-Суздальская Русь породила ту модель культуры, экономики и государственного устройства, в которой живем мы с вами. Со временем центром Ростово-Суздальской Руси стала Московское княжество. В XV веке Москва завоевала переживавший кризис Великий Новгород.

Этот момент нашей истории носит узловой характер. В Новгороде князь был наемным служащим, нанимаемым городом на определенных условиях и снимаемым с работы по решению городского веча. Власть была подчинена демократическим институтам. Собственник, то есть налогоплательщик, осознавал себя человеком I сорта. Надо подчеркнуть, что Новгородская республика не возникла на голом месте. Она была логическим продолжением традиции Киевской Руси.

Победа Москвы над Новгородом означала, что на российских просторах главным человеком становится носитель политической власти, князь и слуги его, а торговец, купец превращается в человека II сорта. Это "жирный кот", источник щедрых подношений, которого при случае всегда можно обобрать и потенциально опасный претендент на власть, располагающий ресурсами. Такая установка закрепилась в культуре и сохраняется до сегодняшнего дня. Посмотрите на наших бизнесменов. Почему они стремятся прислониться к власти, наладить личные отношения, рвутся в депутаты? Потому, что четко осознают, только это дает им некоторый шанс сохранить и приумножить свой бизнес.

С завоеванием Новгорода международная торговля зачахла и сама по себе стала делом профанным, на Руси исчезли стимулы для товарного производства. На место коммерческого сознания приходит мораль верноподданного, "слуги государева", то есть холопа. Так и живем.

Избавившись от широкомасштабной торговли, Москва уничтожила одну из перспективнейших альтернатив собственного развития. Потом Москва веками воюет за выход к морским торговым путям, утверждается на Балтике и Черном море, развивает казенную промышленность, дает льготы владельцам заводов и приписывает крепостных к мануфактурам. Но стратегически все это бесплодно. Казенная экономика всегда убыточна, неповоротлива, нуждается в преференциях. Нормальную экономику созидает бизнесмен, детерминированный коммерческой логикой, а не властными указаниями и существующий в нормальной конкурентной среде. Все это присутствовало в культурной традиции, складывавшейся в Новгородской республике. Москва вытоптала эти ростки.

Чем отличается англосаксонское общество

Для нас особый интерес представляет англосаксонский мир, очевидный лидер мировой динамики в последние два столетия и безусловный центр мировой активности в современную эпоху. Почему у англосаксов это получилось? Что стояло за победой адмирала Нельсона в Трафальгарской битве 1805 года? Трафальгарская битва знаменует смещение центра европейской истории с романского юга на германский север Европы. Можно зафиксировать, что протестантский север Европы одолел в историческом соревновании католический юг континента.

Заметим, эта ситуация сохраняется до сих пор. Посмотрите на панораму сегодняшнего экономического кризиса. Православные Греция, Кипр, Болгария переживают жесточайший кризис. Католические Португалия, Испания, Италия в кризисе. Из стран романно-католического мира на плаву держится Франция. На этом фоне протестантский Север Европы смотрится островом стабильности. А принадлежащая протестантскому миру Германия является мотором европейского развития.

Дело в том, что в XVI-XVII веках на Севере Европы, в Голландии и Англии, сложилось новое историческое качество, обеспечивающее общества, принадлежащие этому типу социальности и культуры, решающими конкурентными преимуществами. Это - тема большого и специального разговора. Выделим лишь несколько аспектов.

Англия небогата природными ресурсами и достаточно плотно заселена. Заметим: бедность ресурсами, плотность заселения и близость морского побережья - приметы финикийцев, греков, новгородцев и других торговых обществ. В этой ситуации морская торговля оказывается естественной доминантой исторического развития. А дальше работает логика самоорганизации государства, выстраивающегося вокруг торговли.

В Англии постепенно, но неизбежно размываются сословные перегородки, побеждает принцип равенства всех перед законом. Поскольку наибольший эффект приносит честная конкуренция, когда все ее участники (торговцы и производители товара) соревнуются между собой, пребывая в равных условиях, законодательный процесс и практика формирует условия для создания конкурентной экономики. Английские крестьяне стали лично свободными уже в XV веке. В XVI веке процессы обезземеливания крестьян с одной стороны создавали резервы рабочей силы, а с другой - способствовали усилению свободного крестьянского хозяйства, переводимого на капиталистические рамки, что привело к образованию значительного слоя зажиточных крестьян-арендаторов (йоменов). Так складывалось общество лично свободных людей, конкурирующих на рынках труда, рынках товаров и услуг и рынках капитала.

Тойнби метко сформулировал: "Триумф западной технологии - побочный продукт западной свободы". В отличие от азиатских деспотов, король Англии не владел страной. Владения короны не позволяли содержать государство. Король постоянно нуждался в деньгах, которые он мог получить только по решению парламента. Ему приходилось собирать этот парламент, а парламент удовлетворял просьбы короля, но взамен выторговывал иммунитеты, права и преимущества. Англия последовательно двигалась к конституционной монархии. Граждане становились - и осознавали это - единственным легитимным источником власти. Законность, демократические процедуры, незыблемая частная собственность, статус налогоплательщика, который содержит государство - все это формировало гражданское общество свободных людей.

Несколько слов о собственности; в XVII веке были произнесены великие слова: My house is my castle. (Мой дом - моя крепость). Это - основополагающий принцип общества, основанного на предпринимательстве. Общество, исповедующее это убеждение, было обречено на мировое лидерство.

В едином культурном пространстве

Поговорим о важной проблеме интегрирования культурного пространства. Английская колониальная империя охватила огромные пространства, массу народов и культур. Под одной крышей оказались прошедшая Реформацию метрополия с мощной англосаксонской культурой, рациональным мышлением и азиатские общества стадиально и культурно бесконечно далекие от Англии.

Английский колониальный чиновник выпускает некоторый акт, но тот срабатывает совершенно неожиданно для него, ибо население колонии живет в совсем иной реальности, мыслит и чувствует по-другому. Устойчивое государство требует создания единого культурного пространства. Если же такое пространство не складывается, государство рано или поздно рассыпается. Среди прочего колониальные империи распадались под действием этого фактора.

Поэтому государство обязано стремится к созданию единой культурной матрицы, которая будет объединять как управленческий аппарат, так и самые нижние уровни объектов управления. А далее поддерживать это единство.

Здесь мы подходим проблеме стратегической ошибки Петра I, который разделил российское общество на два самостоятельных и последовательно расходящихся пласта - традиционно-старомосковского и модернизированного, ориентированного на ценности вестернизации. Существует точка зрения, согласно которой у Петра не было иного выхода. Возможности государства были ограничены, а масштабы страны, ее пространства и население - чудовищно большими. Тем не менее, создание двух культур стало стратегической ошибкой, которая сработала через двести лет.

Культура модернизаторов - двор, дворянство, высшие слои города; и культура традиционная, крестьянская последовательно расходились в разные стороны, так, что со временем помещик и горожанин стали восприниматься крестьянином как марсиане. Их образ жизни, поведение, французский язык; все это было непостижимо и, кроме того, преследовало цель нести поруху крестьянскому миру.

Политическая элита империи критически поздно провела отмену крепостного права и тормозила процессы модернизации многомиллионной массы крестьянства (а такая модернизация снимала раскол страны на два материка). За этой политикой стояли узко-сословные интересы и органическое неприятие капиталистической перспективы. И это понятно, капиталистическая трансформация покончила бы с сословными привилегиями и увела Россию в Европу. Российским аристократам удалось заблокировать капиталистическое развитие страны. Правда ценой этого стало уничтожение не только политического класса старой России и всех привилегированных сословий.

Большевистский проект предполагал всеобщее огосударствление и внерыночную модернизацию. Были израсходованы гигантские ресурсы, были решены многие задачи (всеобщее образование, урбанизация, индустриализация и т.д.). Однако Россия так и не смогла перейти порог, отделяющий экстенсивные общества от интенсивных. Именно поэтому СССР проиграл "холодную войну" и распался. Попытка нащупать путь исторического развития, исключающий рынок, торговлю, частную собственность как ядро социально-культурной конфигурации, не увенчалась успехом.

После конца Советов прошли двадцать с лишним лет, однако цивилизованные формы рынка не складываются в нашей стране. Торговля не стала статусным родом деятельности. В глазах традиционного человека предприниматель уступает врачу, учителю, летчику. Между тем, в старом европейском городе ратуша, как правило, стоит на торговой площади. Это в России города возникали вокруг ставки правителя, а в Европе рынок - ядро и основа города. И в этом заключен глубокий символический смысл.

Как Ньютон из торговли произрос

На Западе мореходство и дорожное строительство стимулировали физику, математику, химию, даже философию. Люди далекие от науковедения и истории культуры не задумываются над тем, насколько общенаучный комплекс связан с философской базой. И идея бесконечно малого, и теория эксперимента, лежащая в основаниях науки Нового времени, вырастают из философских построений.

Мир целостен, а мир как целое трактует и объясняет либо мифология, либо философия. В основаниях античного мира, из которого выросла евроатлантическая цивилизация (а англосаксонский мир - ядро этой цивилизации) стоит богатейшая философская традиция, логика, культура диалога и риторика. Люди полагающие, будто можно освоить прикладное знание и обойтись без общих дисциплин, без философии, без широкой культуры, глубоко ошибаются. По такому пути шли варварские империи, те же монголы. Они брали у покоренных народов прикладное знание и отметали высокую культуру. И очень скоро сгинули, впали в ничтожество.

Одна из актуальных проблем российского сознания состоит в том, что предпринимательство профанировано. Еще Василий Розанов (1856-1919) отмечал: "В России все капиталы построены на "подарил", "выпросил" или "обокрал" кого-нибудь. Очень мало в них труда, поэтому и уважения нету". Сегодня молодые ребята высоко оценивают торговлю. Однако и для них торговля - способ подняться, разбогатеть. Идеи о том, что коммерсант выполняет важную социальную функцию, несет людям товары и услуги, дает работу; что этот труд сам по себе заслуживает уважения - отсутствует. И понятно почему; для традиционного россиянина (того же "совка") слова "торговка", "торговец", "спекулянт", "вор" - совершенно синонимичные.

Почему ничего подобного нет у мусульман? Потому, что каждый азербайджанский парень, с утра до вечера торгующий около московского метро, знает: пророк Мохаммад был племянником купца. В рамках исламской религиозной традиции торговля - достойнейшее занятие. Не презренное, хотя и доходное, "не западло", а именно - достойное.

Поэтому для узбеков, таджиков или афганцев собственность священна. Когда в Афганистане пришли к власти коммунисты (еще до ввода советских войск), они решили провести земельную реформу: отнимают землю у помещиков и раздают ее феллахам. Однако не пошло: грех брать чужое! Позже, один из советский экспертов, работавших советником при правительстве Афганистана, вспоминал: "Я говорил афганскому руководству: вы им продайте эту землю хотя бы по доллару за гектар. Купят с удовольствием. "Свезло", мол: купил, пускай и дешево. А вот получить "на халяву" - грех". Похожая история была с земельной реформой на территориях Западной Украины. После "присоединения" к СССР в 1939 году, там проводили земельную реформу по той же схеме. И крестьяне отказывались брать участки помещичьей земли. Европейская культурная традиция.

Кто из россиян помнит о том, что на знаменах Великой французской революции было начертано - "Собственность есть священное, неделимое право" (Французская Конституция 1793 года). Вдумайтесь, люди шли на баррикады и умирали за право собственности! Идея о том, что собственность священна - великая идея, конституирующая европейскую цивилизацию. Но эта простая мысль отторгается русским сознанием. Хотите установить, где кончается Европа и начинается Россия? Это та линия, за которой иссякает убеждение в святости частной собственности.

 И до 1917 года, и в СССР огромная часть населения практически жила в системе натурального хозяйства. Очень немногое покупалось на рынке. Причем мелкая торговля, часто находилась в руках других этнически групп. Это могли быть евреи, греки, айсоры. Русский мужик сторонился торговли. В этом нет чего-либо уникального. Народы, не дозревшие до стадии зрелого капитализма, часто отдают свою торговлю другим этническим группам. К примеру, в 70-е годы, в Абхазии и медицина, и торговля держались в республике на греках. Отметим, что в 90-е годы в возникающем на голом месте российском бизнесе если не доминировали, то были весьма заметны представители иных этических групп. Многие из этих фамилий до сих пор на слуху. А в двухтысячные ситуация изменилась. Бизнес активно насыщается этически русскими. А это означает, что на русском народе не лежит какого-то заклятия. Он также способен к развитию и включению в рыночную экономику.

Что делать с образованием?

У нас ничего не выйдет без систематического экономического образования, которое должно начинаться буквально со школьной скамьи. К сожалению, в нашей школе никто не учит ребенка мыслить экономически. А этому можно и должно учить с младших классов. Поскольку наша культура формировалась в отторжении экономических отношений, экономическое мышление не растворено в культурном пространстве и не витает в воздухе. Этому надо обучать специально.

Какие-то изменения в сознании происходят постоянно. Перескажу одно наблюдение из 93-го года. Я сижу за столом с двумя 12 летними ребятами. Мы пьем чай и слушаем "Эхо Москвы". А там, в прямом эфире беседует с ведущим бабуся: "У вас прекрасная радиостанция. Но зачем вы крутите эту дурацкую рекламу?" И тут девочка, сидевшая за столом, воскликнула: "Так они же живут с этой рекламы!" Это прекрасная история. Советская старушка живет вне экономического измерения реальности. Есть хорошая радиостанция, и она должна существовать потому, что хорошая. И есть надоедливая реклама, которая мешает слушать интересные передачи. А 12-летние детишки, растущие в новом постсоветском мире, понимают, что реклама - это те самые деньги, на которые существует станция. Они уже осознали, что за все в этом мире надо заплатить. Что человек всегда ограничен в ресурсах и постоянно совершает выбор. Что жизнь разумного человека подчиняется императиву оптимизации, и так далее.

Эта переполюсовка сознания, постижение экономической логики социального бытия, обретение навыков мышления в экономических категориях входит в ядро культурной революции, переживаемой российским обществом. Той революции, без которой в принципе невозможно перейти от экстенсивной к интенсивной стратегии бытия. Жизнь двигает каждого человека в этом направлении. Но этого мало.

Школьный курс экономики должен охватывать все классы, начиная с 1-го и заканчивая получением аттестата. Финикийцы, о которых мы с вами говорили, брали шестилетнего ребенка на корабль и он плавал с отцом до совершеннолетия. К этому времени ребенок постигал все тонкости купеческого ремесла. Вот вам - сквозное экономическое образование, о котором мы можем только мечтать. Ничего непостижимого в этом нет. Крестьянский сын с пяти лет пас гусей, девочка - качала грудного братишку. Дети органично включались в круг забот и компетенций. Сегодня другая эпоха. Образование выделено в самостоятельную сферу. Но внутри образовательного комплекса есть пространство для разворачивания экономического сознания. Курсы истории, математики, литературы могут быть пронизаны экономической логикой, могут раскрывать экономические основания социального бытия.

То же самое можно сказать о правовом воспитании. С этим в России полная труба. Традиционная часть общества не верит в суд, не понимает природы правового регулирования и совершенно беспомощна в любой ситуации, требующей навыков обращения с нормативными документами. Правосознание, правовое видение реальности можно и должно формировать в первого класса.

Далее, мы бы ввели в школьную программу курс логики. В России исключительно низкий уровень культуры мышления и практически отсутствует культура дискуссии. Посмотрите на дискуссии в интернете. Типичный рисунок российской дискуссии следующий: Человек заявляет некоторый тезис. Реплика оппонента - "Дурак". Ответ: "Сам дурак. Пасть порву, моргала выколю". На этом содержательная часть дискуссия исчерпывается.

 Казалось бы, подумаешь, в России не умеют дискутировать. Ну и что? Заметим, лидеры мировой динамики - страны с высокой культурой мышления и эталонной культурой полемики. А нищие мировые задворки сплошь и рядом бурлят эмоциями, грозятся ниспровергнуть своих врагов, кричат и размахивают руками. И это далеко не случайно. За культурой дискуссии стоит культура мышления и установка на уважение оппонента как носителя иного мнения. Человек, лишенный этих качеств, не способен воспринимать мир адекватно, не способен корректировать свои установки, не способен учиться. Он может лишь воспроизводить расхожие суждения и установки, исходящие от Власти.

Дадим инновациями по бездорожью!

Мы хотим построить инновационную экономику в стареющей стране с полным бездорожьем. Это как? Как построить современное товарное сельское хозяйство, как построить логистику? Как можно этим заниматься, не создав современной страны с сильным транзитом? Да еще такую страну, которая имеет неоспоримое преимущество перед другими странами, а именно - наземную связь между Европой и Азией. Это ли не достойная замена пути из варяг в греки? Возить сегодня по морю не дешевле, чем по суше. Не дешевле! Но какова скорость перемещения товаров по современной России?

Когда я, грузовладелец, запрошу грузоперевозчика дать мне товар через определенное количество километров, то грузоперевозчик мне задаст гарантированную скорость 9 км/ч. А если сделать хотя бы 18 км/ч, то Суэцкий канал с нами будет неконкурентоспособен по перевозке: и по цене, и по времени, потому что низкая скорость перевозки является удержанием денег, напрямую снижает эффективность бизнеса. Вот тогда мы сможем говорить, что в состоянии дифференцировать экономику. И, на наш взгляд, дифференциация экономики - это не создание феодальной страны, которая производит все сама себе. Такая экономика гибнет всегда. И погибнет.

Создание дифференцированной экономики - это наличие в мире определенного количества монополий или частей монополий, совокупность которых создаст независимость и стабильность своей стране. Нельзя делать ставку лишь на одну монополию, скажем, по сырью нас могут "перекрыть", снижая потребление газа. Но если мы говорим, что у нас есть и сырье, и перевозка - перевозка из Китая в Европу через нас - то это совершенно меняет дело, мы становимся гораздо устойчивее. Если грузовладелец из Китая один раз перевезет товар в Европу по суше за 9 дней, он больше не захочет тратиться на морские пути. Но сейчас сухопутный путь занимает 28 дней, и это путь к разорению.

Причем все, кто занят на создании транспортных коридоров, имеют приоритет. Не только те, кто кладет рельсы или асфальт или возит грузы, но и те, кто шьет им одежду и печет им хлеб. И тогда мы получаем еще один крючок на мир - и сельскохозяйственный, и транспортный крючок. И дороги - это извините, расселение. У нас же все собираются в центр. Я не думаю, что в Москве больше одного человека из десяти когда-нибудь бывали за Уралом. Не ощущая, не видя, не зная своей страны, невозможно диверсифицировать экономику. А ощущать мы ее можем, когда знаем что для чего и что на чем держится, какие у страны скрепы. Вот представим, что Госдума вдруг все сделает, как планирует, и через три года у нас наступит инновационная эпоха - экономика интеллектуальной собственности. В этом случае нам через пять лет придется отказаться от всех земель за Уралом. Потому что при инновационной экономике накладные расходы на существование этих далеких земель будут неимоверно велики, мы не выдержим конкуренции при таких расходах. Нам надо знать, для чего нам это, - надо знать, чем скреплена страна.

И вот этот крючок должен появиться - транзит. Вы посмотрите: мировое расселение происходило вдоль транспортных коридоров, а не насильно, где кто-то желал построить ЗАТО или какой-нибудь моногород. Вот это насильственное расселение никогда не может быть эффективным с точки зрения экономики. несомненно, мы должны модернизировать нашу экономику, но при этом не должны сосредотачиваться непременно на росте отдельных важных отраслей.

Нет, мы должны смотреть, на какой крючок можем посадить весь мир. Такие крючки сокрыты там, где у нас есть неоспоримые преимущества. А в чисто инновационной экономике нас никто не ждет, и сопротивления там будет много. У нас было неоспоримое преимущество - сырье. Теперь остается добавить к нему наши безусловные транспортные плюсы. Это, кстати, начал было понимать и царский режим: взять хоть Транссибирскую магистраль с ее Маньчжурской веткой. Ну, а уж о Байкало-Амурской магистрали распевала песни вся огромная советская страна.

В конечном итоге гонка вооружений (холодная война) была проиграна из-за бездорожья, ввиду убогой торгово-транспортной системы, а вовсе не из-за плохой мировой конъюнктуры на углеводороды (дешевые нефть, газ). А что же дальше? Без нормальных дорог Россия словно без оружия. Без дорог реализуются расхожие страшилки-сценарии: расставание с Северным Кавказом, Сибирью, Дальним Востоком, Калининградской областью и прочая, прочая, прочая.

Заключение

Проблемы, затронутые в данной статье, поистине неисчерпаемы. Мы призываем подключиться к дальнейшему обсуждению всех, кому небезразличны такие связки, как торговля и наука, философия и государство, национальная психология и перспективы развития. Ваша оппозиционность или ваша проправительственность не имеют здесь значения: глобальные транспортные коридоры создаются не политическими взглядами, а новейшей техникой, умом, смекалкой, энтузиазмом и трудолюбием.

Данный текст - результат беседы известного культуролога, доктора философских наук Игоря Григорьевича Яковенко с членом правления РСПП, кандидатом философских наук Виктором Степановичем Бирюковым и президентом Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорием Алексеевичем Томчиным.