Бостонский КругозорСКАНДАЛ

НЕ ТОЛЬКО О ВАГНЕРЕ

...Уже после открытия занавеса зрителям предстала картина, символизирующая сожжение евреев в газовых камерах концлагерей. Голых актеров режиссер усадил под стеклянные колпаки, куда медленно, с явным намеком на известные исторические события, подавался густой белый пар. Полёт фантазии режиссера достиг своего апогея непосредственно после увертюры в недвусмысленной сцене истребления еврейской семьи с детьми, которую Тангейзер с гестаповской повязкой на рукаве собственноручно раздел догола, выбрил и расстрелял. Именно эти моменты потрясли зрителей сильнее всего. Многие покинули зал задолго до конца спектакля. Через полчаса после начала постановки наблюдать за ужасающим своим цинизмом развитием сюжета остались немногие из любителей оперы. Сцены насилия и сожжения Элизабет, последоваавшие за этим, проходили под возмущенные крики и топот немногочисленных зрителей, не успевших покинуть зал...
__________________

Утренний звонок подруги, живущей в Германии, потряс новостью. В "Немецкой опере на Рейне" разразился невероятный скандал. Моя подруга, профессиональный классический музыкант, не сдерживала волнения.

- Я могу понять необходимость, например, кадров исторической хроники в кино, режиссуру художественных фильмов на военную тему о реальных событиях. Но тут... Создавать т акую провокационную постановку, устраивать её премьеру в дни памяти в связи с очередной датой  окончания Второй мировой войны... И это при том, что общеизвестна роль философии Вагнера и его отношение к евреям на формирование идей Гитлера...  Это же просто безнравственно!..  В Мюнхене идёт процесс над неонацистами, а в Дюссельдорфе режиссер даже не задумывается (а вероятнее - имеет определённые убеждения) о человеческой морали! Неужели музыка Вагнера не в состоянии дать какой-то иной поворот в творческих изысканиях театральных  постановщиков?..

Такую эмоциональную реакцию понять не сложно. Новость о решении руководства оперного театра приостановить премьеру оперы  Рихарда Вагнера  "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" в новой обработке режиссера  Буркхарда немецкие  комментаторы приняли , мягко говоря, "в штыки". Модераторам новостных и культурный сайтов работы прибавилось - под новостями о музыкальном скандале в немецкой опере многие страницы заполнены сообщениями "комментарий удалён, просим соблюдать правила пользования сайтом" ...

Премьера обновлённой оперы Рихарда Вагнера  "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" состоялась  в субботу , 4 мая 2013 года . В тот вечер за медицинской помощью обратились 12 зрителей, испытавших тяжёлый шок от увиденного на сцене оперного театра в Дюссельдорфе. Режиссер спектакля Буркхард Космински кардинально модернизировал классическую постановку оперы, действие которой происходит в средние века. В новой версии, события происходят в нацистской Германии.  В романтической опере Вагнера о конфликте платонической и экспрессивной любви режиссер пытался увидеть мотив преступления и наказания, перенеся весь сюжет во времена гитлеровской диктатуры и первого послевоенного канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и превратив главного героя - поэта и певца Тангейзера, в жестокого охранника концентрационного лагеря.

Уже после открытия занавеса зрителям предстала картина, символизирующая сожжение евреев в газовых камерах концентрационных лагерей. Голых  актеров режиссер усадил под стеклянные колпаки, куда медленно, с явным намеком на известные исторические события, подавался  густой белый пар. Полёт фантазии режиссера достиг своего апогея непосредственно после увертюры в недвусмысленной сцене истребления еврейской семьи с детьми, которую Тангейзер с гестаповской повязкой на рукаве собственноручно раздел догола, выбрил и расстрелял.

Именно эти моменты потрясли зрителей сильнее всего. Многие покинули зал задолго до конца спектакля, 10 человек даже обратились за медицинской помощью. Через полчаса после начала постановки наблюдать  за ужасающим цинизмом  развитием сюжета остались немногие из любителей оперы. Сцены насилия и сожжения Элизабет, последоваавшие за этим,  проходили под возмущенные крики и топот  немногочисленных зрителей, не успевших покинуть зал...

Директор театра Кристоф Майер 10 мая 2013 года заявил, что театр не хотел задеть чьи-либо чувства. "Мы не высмеивали жертв, а оплакивали их", - отметил он. -  "Мы не могли закрывать глаза на то, что люди просто встают со своих мест и выбегают из зала, чтобы обратиться ко врачу, поскольку им стало плохо, - заявил руководитель театра. - Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей". Сегодня  он вновь выступил с заявлением:  - "Мы еще раз рассмотрели все аргументы за и против, и пришли к выводу, что не можем оправдать такое глубокое воздействие работы артистов . Мы с большим беспокойством отметили, что некоторые сцены (особенно сцены расстрела) были изображены столь реалистично, что оказали на зрителей слишком  сильное  психологическое давление".

Постановка в "Немецкой оперы на Рейне" не будет отменена, т.к. администрация театра нашла компромиссный вариант решения проблемы -  опера Вагнера будет выходить только в концертном исполнении. Однако режиссер Буркхард Косминиски , обновивший оперу Вагнера,  настоятельно требует  от руководства театра уважать его право на свободу творческого самовыражения.  Режиссер не преминул заявить, что был шокирован объяснением театра. По его словам, подобная цензура не должна иметь места в Германии.

Напомним забывчивому режиссеру, что  впервые опера "Тангейзер" была исполнена 19 октября 1845 г под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене. И уже тогда мнение публики по поводу новой оперы резко разделились. После восьмого спектакля оперу Вагнера сняли из репертуара  Королевского театра ...

Председатель союза еврейских  общин "Нордрайн"  Одед Горовитц  уже назвал  эту  постановку безвкусицей, заявив, что инфляционное употребление символики нацистского режима несет за собой опасность нивелирования страданий жертв Холокоста и преступлений фашистов.

Дорогой читатель! Ты имеешь полное право спросить меня : - "Это идея режиссера Буркхарда Косминиски . Причём здесь немецкий оперный театр и давно усопший композитор Рихард Вагнер?" Если тебя действительно интересует этот вопрос, обратись, пожалуйста, к моему материалу: "O высоком искусстве и нашей истoрической памяти, или несколько слов о Рихарде Вагнере" http://evreimir.com/63139/

A г-ну Космински и гoсподам, которые пытаются сейчас цинично свалить всю вину на режиссера- "новатора", стоит вспомнить о Терезинштадте - концентрационном лагере для талантливых узников, подчинявшемся министерству пропаганды Третьего Рейха. И о его узниках , композиторах-новаторах, отчаянно вписывавших в свои оперные партитуры дополнительные строчки к партиям детского хора. Тех, кто выдумывал для детей имена несуществующих в либретто персонажей, чтобы обмануть германское начальство и хоть на неделю, на день, на время спектакля отсрочить отправку маленьких хористов из Терезина в лагеря смерти…

_________________
На фото: Сцена из спектакля.