Бостонский КругозорТеатр

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

— Много лет Вы возглавляли научно-исследовательский сектор школы-студии МХАТ. Под Вашим руководством работала небольшая группа выдающихся историков театра. Три года назад Вас назначили ректором Школы-студии МХАТ. Увлекательно наблюдать, как в искусство приходит молодое поколение актеров. Но Вы занимались переосмыслением истории 30-х годов. Совершали открытия во взаимоотношениях и взаимосвязях художников и тоталитарного режима. Мне казалось, что нет ничего более интересного, чем исследования нашей трагической эпохи. Как можно было отойти от мира книг?

Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ
Театральный критик,
спец. корр. «Кругозора»

— Уважаемый Анатолий Миронович, в Бостоне Вас ценят как замечательного лектора. На Ваши выступления публика стекается с большим воодушевлением. Однако интеллигенция в эмиграции знакома лишь с этим аспектом Вашей деятельности. Интерес к нему подогревается Вашими телевизионными циклами на канале «Культура», посвящёнными истории российского театра, о которых мы знаем, но которые здесь технически пока доступны ограниченно…

— Эти телевизионные работы принадлежат каналу «Культура», имеется семь долгоиграющих программ. Был булгаковский цикл — это 15 серий; цикл «Предлагаемые обстоятельства» (вслед за моей одноимённой книгой, но не повторяющий её, — 12 серий), получивший премию «Тэффи»; цикл, посвящённый актёрам МХАТа «Тайны портретного фойе», там было больше 30-ти серий; цикл «Растущий смысл»; цикл «Театральный лицей», посвящённый 60-летию Школы-студии МХАТ. И сейчас, осенью должен быть показан цикл «Сквозное действие», выросший из работы над «Предлагаемыми обстоятельствами». «Cквозное действие» — термин Станиславского. (Под этим термином Станиславский понимал раскрываемое актером содержание пьесы — А. Ц.). Правда, у него же есть и термин «сквозное контрдействие». Потому что одного «сквозного» действия мало для понимания пьесы и того, что делает актёр.