Бостонский КругозорСТИЛЬ ЖИЗНИ

"Быть женщиной, носить платье"

Наверное, только один такой дизайнер есть. Её имя – принцесса Диана фон Фурстенберг (Diana von Furstenberg). Королева американской моды.



Много ли можно найти дизайнеров одежды, имеющих биографию, похожую на сюжет захватывающего романа? Многие ли из них создали одежду настолько революционную, что она смогла изменить стиль жизни и мышления целого поколения женщин? Многие ли пережили столько головокружительных взлётов и падений, в результате став живой легендой, при этом оставаясь современным и процветающим модельером, писателем и общественным деятелем?

Наверное, только один такой дизайнер есть. Её имя – принцесса Диана фон Фурстенберг (Diana von Furstenberg). Королева американской моды.

«Почувствуй себя женщиной – носи платье!» – эта фраза, произнесенная Дианой, стала девизом её коллекции, показанной в Нью-Йорке в 1972 году.

Тогда, 36 лет тому назад, облегающее трикотажное платье с запахом сошло с подиума и начало свой триумфальный путь по всему миру. За два последующих года было продано более пяти миллионов платьев с запахом от DVF.

То время – теперь уже история, и интересно сегодня, из XXI века, посмотреть на успех этого платья в контексте бурных социальных перемен 1970-х. Те годы ознаменовались борьбой за всяческие свободы и победой этих свобод. Вспомните, что можно назвать символом тех лет? «Дети цветов» – их одежда и образ жизни, хипповые шмотки и хипповая музыка будоражили умы во всём мире, не обойдя стороной и бывший Советский Союз. Студенческие забастовки и борьба за равноправие полов, свобода выбора и свободная любовь. Раскрепощение нравов, стирание расовых и социальных границ. В это самое время и рождается идея комфортабельного, демократичного, внесезонного платья, которое в начале 70-х годов прошлого столетия одевают все: домохозяйки и звёзды Голливуда, семнадцатилетние девочки и дамы элегантного возраста, аристократки и работающие женщины. Платье носят в офисы, на приёмы, в салоны и театры, рестораны и даже за город. Носят с дорогими украшениями или с простым тонким джемпером. Носят потому, что так удобно, ново, женственно, практично и демократично, что в те годы было немаловажно.

Это платье признали даже лидеры феминистского движения – ранее непреклонные враги платьев как таковых. Они благословили платье, окрестив его символом свободы, олицетворяющим освобождение женщины от «портновских оков».

Диана в своём платье соединила несоединимое: женственность и революционные перемены стиля и образа жизни. И как результат – стала на сегодняшний день единственным американским дизайнером, удостоенным чести появиться на обложке журнала Newsweek как выдающийся дизайнер, внесший значительный вклад в развитие мировой моды; первая после Коко Шанель. Это случилось в 1976 году. Было ей тогда 29 лет.

Удивительная биография Дианы началась ещё до её рождения. Её отец был выходцем из России, а мать – из Греции, они встретились в оккупированном фашистами Брюсселе. На следующий день после их ликует несколько её моделей и Диана Вриланд советует Диане фон Фурстенберг приготовить её первую коллекцию одежды на ближайшую Неделю Моды в Нью-Йорке.

 Коллекция имеет сногсшибательный успех. На свет появляется легендарное трикотажное платье с запахом! Такого головокружительного триумфа не имело ни одно платье с тех пор, как появилось на свет чёрное маленькое платье от Шанель...

Идеи витают в воздухе, но выхватить их и воплотить в жизнь – это удача. Диана изобретает своё платье с запахом, объединив в одном изделии ею же созданные элементы: запахивающийся топ и расширенную книзу трикотажную юбку. Оба элемента были её дизайна и уже год, как любимы публикой, но именно объединив их, она получила платье своей мечты, платье своей жизни. «Это больше, чем платье – это ДУХ платья!» – так она определила свою модель.

Казалось бы, в её жизни всё происходит, как в сказке: однажды, поехав отдыхать в Альпы, Диана встречает своего прекрасного принца; однажды, зайдя на чашку кофе к редактору Vogue, получает бесценный совет принять участие в Неделе Моды в Нью-Йорке; снова-таки – однажды – она просыпается знаменитой: автором культового платья, вошедшего в историю моды. Неправда ли, всё это похоже на череду подарков судьбы?..

Но Диана фон Фурстенберг прекрасно отдает себе отчёт в том, что на самом деле ничего в её жизни не происходило вдруг, всё закономерно и обусловлено предыдущими событиями. Да, она имела возможности, и жизнь предоставляла ей шансы, но она сумела ими воспользоваться и реализовать их, а не оставить просто шансами. Вот что она пишет: «Я была прекрасна, молода и богата, я была принцесса и имела большие связи в высших кругах, и это помогало. Но было так много людей вокруг, кто имел те же привилегии, но ничего подобного не случилось с ними. Это равнозначно тому, что спечь торт или просто сложить вместе ингредиенты для него. Результат будет разный. Так и в моей жизни: я использовала свои возможности и сама спекла торт своего успеха».

Диана не останавливается на достигнутом – в 1975 году она выпускает лёгкие романтичные духи «Татьяна», назвав их так в честь своей маленькой дочери. Этим открыла свою марку духов и косметики. В том же году она лицензирует свою трейд-марку DVF как марку всей своей продукции – начиная от мебели и сумок и заканчивая очками и духами. Её бизнес приносит многие миллионы каждый год. Но 1975-й принёс в её жизнь и нечто более важное. Она встретила человека, которого будет любить всю свою жизнь, но соединиться она с ним лишь через 26 лет.

Тридцатилетняя Диана уже выпускает, кроме женской одежды, косметику, очки, изделия из меха, шарфы, зонты, ювелирные изделия, обои и даже форму для медсестёр, а в 1977-ом она начинает производство мебели и товаров для дома.

Но жизнь – непростая штука, порой поспеть за событиями сложней, чем дать им ход. В жизни Дианы фон Фурстенберг всё всегда происходило слишком быстро и всего было слишком много. Она вспоминает: «Я потеряла контроль над ситуацией, компания росла слишком быстро, я, делая ошибки, не понимала этого, а винила людей вокруг меня». Постепенно бренд DVF начал терять популярность.

1983-й год начал новые большие перемены в её жизни. Диана завершает свой бракоразводный процесс, оставляет занятие модельным бизнесом и уезжает в Париж, где начинает работать в созданном ею издательстве, переводя книги с английского на французский. В том же 1983-ем она продаёт свой косметический бизнес британской компании.

К 1989-ому году имя Дианы фон Фурстенберг практически утратило вес в модельной индустрии. Жизнь завершила очередной вираж. Диана писала: «Я стала человеком прошлого... Прошлого успеха». С этим было сложно смириться. Её империя, её бизнес были рождены благодаря её таланту, уму и энергии. Это было ее страстью, её детищем, которое должно было жить, должно было возродиться из пепла.

Нет ничего невозможного!.. И она начала свой путь снова. Путь восхождения.

 (Окончание следует)