Бостонский КругозорУТРАТА

ПОЭТЫ ВСЕГДА ПОД ДУЛОМ

Поэты всегда под дулом. И не только под дулом власти. На всякого поэта найдется своя "собирательница" сплетен, "пикантных историй" и выдумок - и на Ахматову, и на Пастернака. Ведь поэты - как дети: они простодушны, их легко поймать. Не так давно попалась в руки книга, чьи пропитанные ядом страницы были направлены против Вознесенского.

В первый день нынешнего лета, после полудня, в своём доме в Переделкино скончался русский поэт, прозаик, художник, архитектор Андрей Вознесенский.

Менее месяца тому назад ему исполнилось 77. Возраст почтенный, но по сегодняшним меркам не предельный. Как сообщали СМИ, накануне его последнего дня рождения, в одной из клиник Мюнхена Вознесенскому была проведена операция для предотвращения повторного инсульта...

Последние лет пять Вознесенский практически не появлялся на публике и очень редко отвечал на телефонные звонки.

Практически всю вторую половину XX века Андрея Вознесенского считали авангардистом. Впрочем, это не помешало ему еще при жизни войти в список классиков российской литературы.

(Фото на 1-й стр. ITAR-TASS / Alexei Filippov)

Умер безусловный поэт, человек, с детских лет привыкший объясняться стихами.

Еще он привык к общению  с великими, например, с королевскими особами - ему, в  возрасте подростка сведшему знакомство с Пастернаком, было к этому не привыкать.

Но и со стадионами  был он на короткой ноге - всем памятны кадры из хуциевской ленты "Мне двадцать лет" ( "Застава Ильича"), где вся  молодая ватага поэтов - Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский и страшно юный, похожий на задорного птенца Андрей Вознесенский выплескивает в аудиторию  не стихи - разогретую до неземных температур космическую  энергию.

Шестидесятники  -  именно благодаря им и от них направлялся к нам, тогдашним "советским людям", воздушный ручеек надежды на обновление, на то, что тот "антимир", в котором жили, превратится в разумный, человечный, наполненный любовью и поэзией мир.

Но на наших же глазах и тогда же голос с трибуны этот ручеек пресек, оборвав  поэта, напомнил, с кем и с чем он имеет дело. И верно: позади - длинный ряд "врагов" государства, с которыми оно по-свойски расправлялось: кого вешая,  кого ссылая, а кого подвергая "остракизму": Рылеев, Кюхельбекер, Пушкин, Заболоцкий, Пастернак... имя им - легион.

Поэты всегда под дулом.  И не только  под дулом власти. На всякого поэта найдется своя "собирательница" сплетен, "пикантных историй" и выдумок - и на Ахматову, и на Пастернака... Ведь поэты - как дети: они простодушны, их легко поймать. Не так давно попалась в руки книга, чьи пропитанные ядом страницы были направлены против Вознесенского. Именно тогда я стала искать в интеренете адрес Андрея, чтобы написать, как когда-то нравились мне его стихи, как звали они к "другой жизни" - бодрой, наполненной смыслом и деятельностью.

Стихотворением, которое я любила в юности, - именно его мне хотелось включить в письмо незаслуженно униженному Поэту - я и закончу это  свое поминальное слово:

На плотах

Нас несет Енисей.

      Как плоты над огромной и черной водой.

Я - ничей!

Я - не твой, я - не твой, я - не твой!

Ненавижу провал

     твоих губ, твои волосы,

         платье, жилье.

Я плевал

На святое и лживое имя твое!

Ненавижу за ложь

     телеграмм и открыток твоих,

Ненавижу, как нож

     по ночам ненавидит живых.

Ненавижу твой шелк,

     проливные нейлоны гардин.

Мне нужнее мешок, чем холстина картин!

Атаманша-тихоня

     телефон-автоматной Москвы,

Я страшон, как икона,

     почернел и опух от мошки.

Блещет , словно сазан,

     голубая щека рыбака.

"Нет" - слезам.

"Да" - мужским, продубленным рукам.

"Да" - девчатам разбойным, купающим МАЗ, как коня,

"Да"  - брандспойтам,

Сбивающим горе с меня.

1958 г.

 

ВИДЕО:

МАГНИТ ВОЗНЕСЕНСКОГО 

ПЕСНЯ БЕЗУМНАЯ РОЗ