Бостонский КругозорПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

КАК В БОСТОНЕ ОЖИЛА ЗАБЫТАЯ СЕРЕНАДА

...я подошла к Олегу Лундстрему, легендарному российскому джазмену, композитору, создателю и руководителю известного оркестра. В 1921 году он переехал в Харбин. Я спросила
"А вы знали Мирона Селецкого?". "Да кто ж его там не знал..." - oтветил Лундстрем.

Мне было восемь лет, когда  в 1937 году арестовали  и расстреляли моих ни в чём не повинных родителей. Об их трагической судьбе я рассказала в статье "За что?.." ("Кругозор", печатная версия, №1, 2008). Мне всегда хотелось встретиться с людьми,которые знали моего папу, Мирона Моисеевича Селецкого.  

И вот весной 1992 года, в Москве, в "Доме Кино", была организована встреча харбинцев, живущих в Москве. Это были люди, которые когда-то жили в Китае. Часть из них вернулась ещё в середине тридцатых годов, к сожалению, из них в живых почти никого не осталось - они были или расстреляны, или погибли от непосильной работы  и голода в лагерях.  Покойных представляли на встрече их дети - сами уже люди преклонного возраста. Другая часть-это те, кто вернулся из Китая после Великой Отечественной войны. Когда в Китае пришёл к власти Мао Цзэдун, он распорядился репатриировать оттуда всех евреев и русских. Правда, люди имели право выбрать: куда именно им репатриироваться. Многие решили в только что образованный Израиль. Другие - в США, Аргентину, СССР, иные страны.





На встрече я подошла к Олегу Лундстрему, легендарному российскому джазмену, композитору, создателю и руководителю известного оркестра. В 1921 году он переехал в Харбин. Я спросила:

-  А вы знали Мирона Селецкого?

- Да кто ж его там не знал... - oтветил Лундстрем.

 Последние слова, которые я слышала от папы, когда его выводили из дома - была просьба:

 - Разрешите мне взять с собой  скрипку!

- Обойдётесь там как-нибудь без неё, - ответил конвоир.

Моя  тётя, незабвенная моя Катя, которая воспитала меня, и все годы её жизни до 1984-го была мне мамой, другом и сестрой, рассказывала: "У твоего папы было две жены: первая - это-скрипка, а вторая жена - это твоя мама.

А скрипки у моего папы были замечательные. Одна-Амати, другая - Гварнери. Когда мой дядя, брат мамы, Иосиф Львович Левин вернулся после одиннадцати лет заключения из ГУЛАГа, то говорил, что скрипку Амати он всегда бы узнал, так как обечайка была сделана известным русским мастером Витачеком. О моём дяде я рассказывала в статье "Гулагом не сломленный". (Печатная версия "Кругозора", № 11 за 2007г.).

На той же встрече я подошла к скрипачу из Харбина Александру Артамоновичу Дзыгару. Я это сделала после того, как он рассказал нам, что после прихода в сентябре 1945 года Красной Армии в Харбин, его арестовали и на долгие годы сослали в Магадан. Во время ареста Александру Артамоновичу было 29 лет - он на 20 лет моложе моего папы.

- Я не пропускал ни одной репетиции Мирона, когда он играл "Серенаду для скрипки с аккомпаниментом фортепьяно"  композитора Пергамента, - сказал он. (В интернете мой сын нашёл, что композитор В.Пергамент жил в конце XIX века - АВТ.).

На следующую нашу встречу Александр Артамонович (ныне уже покойный) принёс мне эти ноты, которые хранил около семидесяти лет. Они были с ним и в Магадане.  На них даже написано: "Магадан". Эти старинные ноты подарил ему мой папа. Мне очень жаль, что папа не сделал никакой надписи персонально Александру Артамоновичу. А уже сейчас я вспомнила, что в деле мамы, которое мне показали в декабре 1991 года, был и допрос папы,. На вопрос: "Ваше образование?" папа ответил: "Низшее".     
                             
Даря мне эти ноты, Александр Артамонович, написал очень тёплые слова: "В память о Вашем Папе, замечательном скрипаче настроения Мироне Моисеевиче Селецком от поклонника и почитателя его замечательного таланта, с большим удовольствием. Кто знал, что случай сведёт меня с Вами. При виде Вас у меня в душе и сердце звучит изумительный нежно-ласковый  звук его скрипки. Какой замечательный скрипач и человек, и какая незаслуженно трагическая судьба! Обнимаю Вас по братски крепко-накрепко. Дай Бог Вам и Вашей семье счастья и благополучия. Всегда Ваш Шура Дзыгар. (Многолетний концертмейстер Харбинского Симфонического Оркестра).   24.04.1993г. Москва".

Пятнадцать лет пролежали у меня эти ноты. И вдруг я подумала: что же они безжизненно лежат?  Как было бы интересно услышать мне, моему сыну, моим внукам то, что играл мой незабвенный папа, их дедушка, и что так нравилось людям.

И начались мои поиски: кто бы мог это сыграть?  Во-первых, знакомые музыканты ни в Бостоне, ни в Сан-Франциско, ни в Москве о таком композиторе не слышали. Посмотрят ноты - и в один голос говорят: музыка очень приятная, нужен скрипач.

Рассказала я об этой серенаде дочери своей соседки. Вера Думова окончила Ленинградскую консерваторию по классу рояля. Она преподаёт в музыкальной школе по обучению слепых Perkins School for the blind  in Watertown. Исполнила Вера эту забытую серенаду своему ученику, слепому корейскому юноше по имени Энди Парк ( Andy Park). Музыка так ему понравилась, что он наиграл её по слуху на скрипке. Нынешней весной,  в конце апреля, ученики этой школы давали концерт. Выступал и наш Энди. Апплодисментов он получил больше всех других исполнителей. Так впервые за много десятилетй прозвучала музыка, которую играл мой папа. Я очень благодарна Вере и её ученику, они даже преподнесли мне компакт-диск с записью этой серенады.

Вместе с тем, я понимала, что ещё более сильное впечатление создаст игра скрипача, играющего не на слух, а по нотам. И вот моя мечта сбылась: я услышала эту всеми забытую серенаду в исполнении замечательных професиональных музыкантов Лилии Мучник и её сестры Анны Шерешковой. Помог осуществить мечту журнал "Кругозор".

Лилия ежегодно проводит со своими студентами-скрипачами концерты в аудиториуме бостонского жилого комплекса для пожилых и инвалидов Julian House. Я передала Лилии ноты старинной серенады. И вот нынешним летом Лилия Мучник вместе со своей сестрой, пианисткой Анной Шерешковой и студентами-скрипачами  давали очередной концерт. После концерта Лилия сказала, что теперь она исполнит "Серенаду для скрипки с аккомпаниментом фортепиано" в исполнении  Анны Шерешковой. Эта музыка пленила зал. А когда она смолкла, Лилия лбъявила, что в зале находится дочь того музыканта, который более восьмидесяти лет тому назад её исполнял. Зал взорвался овациями. Я поднялась. Разве можно в такой момент укротить ком в горле...

 - Эту серенаду я исполнила в память вашего папы, - добавила Лилия.
Говорят, что мы, евреи, не умираем, что наши души продолжают жить.Мне кажется, что папа знает, что эта всеми забытая серенада приобрела новую жизнь, а с ней ожило и его имя - моего незабвенного паплочки...

Я так мечтала иметь запись этой серенады в исполнении Лилии и  Анны. И вот, звонит Лилия и говорит: "Мои студенты сделали вам СД этой  серенады, я вам её подвезу, мне очень хочется  прийти к вам с моей сестрой, послушать  всё, что вы знаете о своём папе. Как хорошо, что есть чуткие, отзывчивые люди. Многоуважаемые Лилия и Анна!  Желаю вам и вашим близким доброго здоровья, счастья и успехов во всех ваших делах. С искренним уважением, Муся Селецкая.