Бостонский КругозорДАЛЁКОЕ БЛИЗКОЕ

ОЖИВШАЯ

[+Видео]

Мне было восемь лет, когда в 1937г. арестовали и расстреляли моих ни в чём не повинных родителей. Об их трагической судьбе я писала в "Кругозоре" в публикации "За что..." ровно пять лет тому назад. Журнал тогда был печатный, большинство сегодняшних читателей ""Кругозора" о нём и не знает - ведь тогда в интернет помещались только краткие анонсы статей. Поэтому напомню изложенную историю, не перестающую меня волновать всю долгую жизнь, и неожиданно получившую продолжение совсем недавно. Поразительная история! Судите сами.

 

[+Видео]

Мне было восемь лет, когда  в 1937г. арестовали  и расстреляли моих ни в чём не повинных родителей. Об их трагической судьбе я писала в "Кругозоре" в публикации "За что..." ровно пять лет тому назад. Журнал тогда был печатный, большинство сегодняшних читателей ""Кругозора" о нём и не знает - ведь тогда в интернет помещались только краткие анонсы статей. Поэтому напомню изложенную историю, не перестающую меня волновать всю долгую жизнь, и неожиданно получившую продолжение совсем недавно. Поразительная история! Судите сами.

Мне всегда хотелось встретиться с людьми,которые знали моего папу, Селецкого Мирона Моисеевича, известного в своё время скрипача. Весной 1992г. в Москве, в "Доме Кино" была организована встреча харбинцев, живущих в Москве. Это были люди, которые когда-то жили в Китае, в Харбине. Часть их вернулась ещё в середине тридцатых годов, к сожалению, из них в живых уже почти никого не осталось: или расстреляны, или погибли от непосильной работы и голода в сталинских лагерях. От первой части пришли их дети, люди довольно преклонного возраста. Другая часть - это люди, вернувшиеся из Китая после Великой Отечественной войны. Придя к власти, Мао-дзедун начал репатриацию всех евреев и русских с территории Китая. Люди имели право выбрать, куда им репатриироваться. Многие уехали в только что образованный Израиль. Уезжали в США, Аргентину, СССР и в другие страны.

Был на той встрече и Олег Лундстрем - легендарный советский и российский джазмен, композитор, создатель и руководитель оркестра.
 
- Знали ли вы Селецкого Мирона? - спросила его я.

- Да кто ж его не знал, - ответил Лундстрем

...Последние слова, которые произнёс мой папа при выводе его НКВД-шниками из дома, была просьба к ним:

- Разрешите мне взять с собой  скрипку?..

- Обойдётесь там как-нибудь без неё, - ответил конвоир.

Скрипки у моего папы были замечательные: одна - Амати, а другая - Гварнери. На той же встрече я подошла и к другому человеку - скрипачу из Харбина Александру Дзыгару. После прихода в сентябре 1945г. советских войск в Харбин его арестовали и на долгие годы сослали в Магадан. Во время ареста ему было 29 лет - он на два десятка годов младше моего папы.

- Я не пропускал ни одной репетиции Мирона Селецкого, когда он играл "Серенаду  для скрипки  с аккомпаниментом фотепьяно композитора Пергамента.

На следующую нашу встречу Александр Артамонович - ныне уже покойный -, принёс мне эти ноты, которые хранил около... 70-ти лет (!). Они ноты с ним и в Магадане - на нотах написано: "МАГАДАН". Как жаль, что папа не сделал там никаких своих пометок. Даря мне эти ноты, Александр Артамонович, написал:
 "В память о Вашем папе, замечательном скрипаче-настроении Мироне Моисеевиче Селецком от поклонника и почитателя его таланта - с большим удовольствием . Кто знал, что случай сведёт меня с Вами. При виде Вас у меня в душе и сердце звучит изумительный нежно-ласковый звук его скрипки. Какой замечательный скрипач и человек, и какая незаслуженно трагическая судьба! Обнимаю Вас по братски крепко-накрепко.  Дай Бог Вам и Вашей семье счастья и благополучия. Всегда Ваш Шура Дзыгар. (Многолетний концертмейстер Харбинского симфонического оркестра).24.04.1993г. Москва" .

Ещё 15  лет пролежали у меня эти ноты. Я всё думала: как было бы интересно услышать мне, моему сыну, моим внукам то, что играл мой незабвенный папа - их дедушка - и что так нравилось людям... И начались мои поиски: кто бы мог это сыграть?  Никто из знакомых музыкантов ни в ни в Москве, ни в Бостоне,  ни в Сан-Франциско никогда не слышал этой музыки. Посмотрят ноты - и в один голос говорят: музыка очень приятная, нужен скрипач. Мой сын в интернете смог ыяснить только то, что композитор В.Пергамент жил в конце XIX века.

А дальше... Дальше произошло удивительное. Рассказала я об этой серенаде дочери своей соседки. Вера Думова окончила Ленинградскую Консерваторию по классу рояля. Она преподаёт в школе для слепых Perkins School for the blind, что в г. Уотертаун близ Бостона.  Вера исполнила "Серенаду" своему ученику, слепому корейскому юноше Энди Парк (Andy Park). Музыка так ему понравилась, что он наиграл её по слуху на скрипке  Весной того года ученики этой школы давали концерт. Выступал и наш Энди. Больше, чем он, никто аплодисментов не получил.Мы были рады!
 
Но мне всё-таки очень хотелось услышать эту музыку от профессионального скрипача, исполнившим её по нотам, а не "на слух". И неожиданно, три с половиной года тому назад моя мечта сбылась: я услышала эту всеми забытую "Серенаду", в исполнении замечательных музыкантов Лилии Мучник и её сестры Анны Шерешковой из Бостона. Спасибо "Кругозору", привлекшему моей давней публикацией внимание этих музыкантов. После исполнения  серенады Лилия сказала, что в зале находится дочь того музыканта, который более восьмидесяти лет тому назад её исполнял.

- Эту "Серенаду" я исполнила в память вашего папы, - обратилась она ко мне.
Можно ли словами выразить те чувства, что нахлынули на меня, пожившую долгую жизнь, и встретившись с самым дорогим для мены - моим детством, моим папой...

...Самое удивительное - что та "Серенада" продолжает жить, волнуя всё новых слушателей своими чарующими звуками. В прошлом году  городе Ньютоне под Бостоном давал скрипичный концерт Станислав Антоневич, солист и концертмейстер Бостонского Симфонического оркестра и основатель и руководитель скрипичной студии своего имени. Мы с сыном были на том концерте.  Собираясь туда, подумала: возьму-ка я с собой ноты "Серенады". А вдруг удастся ещё раз услышать эту замечательную музыку. .
В конце концерта сын вручил Станиславу ноты:
-  Вот бы услышать эту "Серенаду" в вашем  прекрасном исполнении...
А примерно месяц тому назад звонит мне помощница Станислава Антоневича:

-  26 января, в Бостоне, в Центре "Макор'' состоится концерт Станислава Антоневича, в  программу которого он включил ''Серенаду'', и приглашает меня с сыном в качестве почётных гостей'.

Я была тронута до глубины души - накануне, в декабре пошлого года как раз исполнилось 75 лет,как были расстреляны мои папа и мама. Исполнение "папиной" серенады, которая обрела новую жизнь, - лучший памятник моим родителям. В программе концерта было напечатано на английском и русском языках о то, как  эта "Серенада" оказалась в Бостоне. И что сегодняшнее исполнение её посвященно всем музыкантам, ставшими жертвами сталинских репрессий.

Исполнение было блестящим. Станислав Антоневич и Сергей Ханукаев вложили всю энергию своих сердец в ту серенаду.

"СЕРЕНАДУ ВИКТОРА ПЕРГАМЕНТА ИСПОЛНЯЮТ СТАНИСЛАВ АНТОНЕВИЧ (скрипка) И СЕРГЕЙ ХАНУКАЕВ (фортепиано)