Бостонский КругозорТЕАТР

ОПЕРА "ЭРНАНИ"

Метрополитен-опера продолжает сезон оперных трансляций. Знаменитая опера "Эрнани" Дж.Верди по романтической пьесе В.Гюго в репертуар оперных театров входит редко. Тем интереснее услышать это пятое произведение великикого итальянского композитора. Обычно красота мелодий, создавамых Дж.Верди, соединяется с драматической правдой чувств героев. Великий итальянский композитор обращался к темам романтического направления. Опера"Эрнани", в основу которой положен сюжет пьесы провозвестника романтизма во Франции - Виктора Гюго, оказалась пленницей не самого удачного либретто...

Элитарное искусство оперы с недавних пор вошло в  круг интересов публики, прежде и не интересовавшейся  им  вовсе.  Но вот уже несколько  театральных  сезонов публика Америки, а теперь уже Европы и России имеет возможность лицезреть представления из репертуара Метрополитен-оперы  посредством  трансляций в кинотеатры.

Жителям  Америки, даже тем, кто пребывает в отдаленных   штатах, где не совпадает время суток с нью-йоркским,  смотреть эти показы легче.  И  доступнее  присутствовать   на этих неизменных праздниках искусств до наступления ночи.  В Европе и в России люди попадают на  спектакли уже по ночам и возвращаются под утро, что может быть, и небезопасно.  Да и цены  за пределами Америки на билеты в оперу через посредство  киноэкрана намного дороже. Но выясняется, что повсюду,  и в любое время,  когда  происходит трансляция,   кинотеатры  переполнены,  во  всех  залах.

Это  значит, что став более доступной для зрителя,  опера  своей красотой, богатством мелодий и гармоний, театральной приподнятостью,  высотой чувств и порывов, а также появлением на авансцене "звезд" мирового масштаба,   вызвала  массовое притяжение.
   
Между тем, в 70-80-е годы 20-го века, например, техническая интеллигенция в оперу не ходила, предпочитая  слушание симфонической музыки и посещение драматических театров. Оперные спектакли даже в Большом, даже в Кировском   театрах чаще всего рассматривались как "пыльная" классика. 
Это была крайне оппозиционная  и необъективная оценка. В ту пору в России осуществлялись необычайно интересные постановки   как классики, так и современных оперных произведений, а на сцену выходили певцы, наделенные огромным даром.  Однако, их слава не выходила за пределы театров, где они служили,  или гастролировали на Западе.

Нынешняя эпоха  принесла оперным певцам  нового поколения   популярность, которая была недостижима прежде. И в этом главную помощь оказало "самое массовое из искусств". Для русскоязычных иммигрантов, кстати, по преимуществу представителей технических профессий, такой поворот на 360 градусов к жанру оперы, во многом был подготовлен  музыкантско-просветительской деятельностью на TV RTN  музыкального комментатора Майи  Прицкер.

Метрополитен-опера продолжает сезон  оперных трансляций.  Знаменитая  опера "Эрнани" Дж.Верди по романтической пьесе В.Гюго в репертуар оперных театров  входит редко. Тем интереснее  услышать это пятое  произведение  великикого  итальянского  композитора.

Обычно красота мелодий, создавамых  Дж.Верди, соединяется с драматической правдой чувств героев. Великий итальянский композитор обращался  к   темам  романтического направления. Опера"Эрнани", в основу которой положен   сюжет  пьесы  провозвестника   романтизма во Франции - Виктора Гюго,  оказалась пленницей не самого удачного либретто, написанного верным  сподвижником композитора- Ф.М.Пьяве. Мотивы и  лейт-мотивы арий этой оперы продолжают жить, в то время, как сценические ситуации, чувства и перипетии со множеством невероятных совпадений,  на современный взгляд,  выглядят преувеличенными  и даже напыщенными.  И все-же воздействие музыки и патетики, и экспрессии, и великолепного исполнительского искусства   наполняют спектакль, создавая свою  ауру.

Три мужские партии в опере  написаны для состязания певцов в передаче глубоких сильных чувств и противоположных  характеров.  У каждого наступает   сокровенный момент, когда он  пленяет   в своем монологе или арии. Три  знатных аристократа   борются за одну  и ту же  красавицу.

 Суровым и ослепленным  любовью к прекрасной Эльвире явился  Ферручио Фурланетто в партии  старого  гранда   Де Силвы. Его   бас  завораживал  глубокой  кантиленой уже  в первой чудесной арии.

Марчелло Джиордани  в партии Эрнани   представал   пронзенным любовью.  Его  драматический тенор   постепенно  обнаруживал   богатство  тембровых красок  и легко взлетал,  преодолевая высокую тесситуру.... Но  пальму первенства все-же  хочется отдать Дмитрию Хворостовскому-исполнителю  партии короля  Кастилии   Карлоса.  Его мастерское владение великолепным глубоким баритоном, его вдохновенность и страстность в больших ариях, умение внезапно высветлить звук, преобразить голосовую палитру,чудесное mezzo voce в финальной арии   восхищали, и вызывали  гордость за русского соотечественника, завоевавшего весь мир и царившего на сцене Мет.
  
 Вокальной интонацией   Д. Хворостовский   наделял  этого  властителя, жаждущего лишь расширять империю,-  человечностью. Склоняясь на мольбы героини, он  отказывался от своих к ней притязаний, уступая ее  противнику   в  политической борьбе- Эрнани...  Его Карлос  исполнен   благородства в  облике и осанке, у него   молодое   выразительное  лицо, обрамленное  ранней сединой...

"Эрнани"  В.Гюго в Париже 1830-го года   стала    манифестом романтического направления, тираноборческой драмой. Когда Дж. Верди избрал пьесу  как основу для будущей оперы, он   между  собой и драматургом  поставил также создателя  либретто, с которым  сотрудничал многие годы, - вышеупоминаемого  Ф.М. Пьяве, внесшего ряд изменений в сюжет.  Премьера оперы состоялась  в 1844-ом году в Венеции. Парижскую премьеру Гюго отверг.  Сегодня   для нас  не столь важны
мотивировки   несогласия драматурга с композитором,  сколь восприятие  сюжета и  перипетий  из   21-го века.   Неужели конфликтная  основа  произведения, построенного на  верности данному слову,  может быть отнесена к архаике, заслуживающей  лишь высмеивания?  Так ли уж  наивен  повстанец Эрнани- герцог Хуан Арагонский, что по требованию соперника Де Силвы, кто помог ему защитить возлюбленную от притязаний короля,  закалывается в финале оперы? Стоит ли иронизировать над  тем, что Эрнани по требованию врага лишает себя жизни? 

 Каковы бы ни были нагромождения либретто,   герой, живший в эпоху Ренессанса (события пьесы  относятся к 1520-му году), не выполнить данное слово не мог в силу кодекса  чести.  Приверженность ему  составляла значение жизни, и жизни могла стоить.  Он не мог опозорить свое имя. Поэтому и  не позволил бы себе  куда-нибудь  убежать со своей возлюбленной. 
     
Эпоха страстных чувств и невероятных ситуаций, преувеличенных на взгляд потомков, по самой своей  сгущенности сохраняет аромат старины и  придает  опере дух высокой трагедии.  Мятежник Эрнани скрывается под рубищем пилигрима,  гранд Де Силва сначала великодушен, потом жесток и мстителен,  король Карлос способен благословить союз Эрнани и Эльвиры, но Эрнани закалывается во имя чести, Эльвира убивает себя,  утратив возлюбленного... Весь  этот мир аффектированных  душевных движений и жестов, роковых встреч,
сверканий клинков на фоне контрастных мест действия,  составляет  чисто театральное очарование.  

 В партии Эльвиры -красавицы, которую хотят вести под венец  герои, выступила  молодая  американка Анджела Миад.   Воздействие  певицы проявилось исключительно в  звучании   колоратурного сопрано. Голос очень большого 
диапазона и силы, легкий и подвижный,  достигая высоких нот, становится уникальным,  обретая  светлые колокольчиковые  обертоны.  От них исходит сияние. Ее бельканто мгновенно узнаваемо именно благодаря столь уникальному верху диапазона.   В дуэтах с Эрнани  ее голос нежен, в дуэте с  Де Силвой - печален и покорен, в дуэте с королем Карлосом - ее интонации передают  достоинство и стойкость. Изумительно красиво звучит голос Анджелы Миад в арии о возлюбленном Эрнани  ("Эрнани парящий"). К сожалению, ее сценические костюмы( все три  скроены  по одному фасону, только  в  сочетаниях из разных цветов) не сужают крупный объем солистки. Художник по костюмам - Кевин Поллард одел героев  в костюмы  эпохи,  но не нашел для   Анджелы Миад   подходящих ей   удлиненных линий... 

Единая установка- конструкция огромной лестницы, поворачиваясь, служит  на фоне каменной гряды  местом действия для  лагеря повстанцев, затем парадного дворца Де Силвы, далее  укрытием   при гробнице в Аахене королей династии Карлоса... Она оказывается повернутой в разных ракурсах,  благодаря этому   
мизансцены  расположены  так, что  фигуры персонажей обращены  друг к другу, как в  живописи   и так красивы, что оправдывается  их  статичность.    Постановщик  и сценограф в едином лице Пьер Луиджи Самаритани, прибегнув к известному приему, удачно использовал сценическое пространство...
     
 Камера оператора в антрактах  приоткрывает  сложный закулисный труд.  Спускаются с колосников штакетники,  рабочие сцены  быстро снимают  какие-то драпировки и прикрепляют другие,  подъезжают  установленные на разной высоте сценические площадки... Тихим голосом менеджер сцены подсказывает, уточняет... Все готово и...

 Дирижер  Марко Армилиано   уводит  в мир вердиевских мелодий, ярких, контрастных, сменяющихся в динамических оттенках...Звучит  тихий  поначалу и  становящийся  грозным мужской хор(Застольная повстанцев)  в 1-ом акте, за ним следуют   выразительные речитативы героев, хор служанок и льющаяся печально ария Эльвиры,  захватывающий  квартет 2-ой картины 1-го действия,  волшебные в своем лиризме или патетике  арии,  ансамбли, пронизанные  экстатикой, взрывчатым  драматизмом музыки, наконец, великолепные оркестровые эпизоды, обезоруживающие небесной красотой звучания бельканто...

Музыкальный поток в  опере  Дж.Верди  "Эрнани" cюжету с преувеличенной  и такой несовременной  патетикой  придает  величие  и возвышенность. А  следование героя  кодексу чести  напоминает о высоте  морали на все времена.


__________________
На фото: Сцена из спектакля.