Бостонский КругозорИРОНИЗМЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАРЛА МАРКСА

...произнести слово "еврей" во всеуслышание - это было просто неприлично, всё равно, что сказать при всем классе слово "жопа". И сказать такое о ком! О самом Марксе!

Галина Васильевна сложила руки на животе, прямо под кружевным воротником, и продиктовала:

- Карл Маркс родился 5-го мая 1818 года в немецком городе Трире…

- А какую национальность писать? - быстро спросил Сенюшкин.

- Что? - не поняла Галина Васильевна

- Ну, имя, дату, место рождения записали, а как же национальность?

Галина Васильевна покраснела, но сделала вид, что не заметила вопроса, и продолжила:

- … в семье адвоката…

- Так какую национальность писать? - не унимался Сенюшкин.

Галина Васильевна покраснела еще больше и могла бы уже посоревноваться в яркости со свеклой. Все ждали. Галина Васильевна продолжала молчать, и видно было, что она мучительно размышляет над ответом. Назвать Маркса немцем Галина Васильевна не могла, поскольку и сама таковым его не признавала. Ответить "еврей" было нельзя по двум причинам. Во-первых, слишком сильно затянулась пауза. Если так долго пришлось молчать, значит, было, что скрывать, значит в том, что Маркс был евреем, крылось что-то постыдное, а ничего постыдного в этом, вроде бы, нет.  Конечно, быть евреем хуже, чем быть немцем, но не стыдиться же этого! В конце концов, хорошо, что Маркс не был чукчей. Во-вторых, произнести слово "еврей" во всеуслышание - это было просто неприлично, все равно что сказать при всем классе слово "жопа". И сказать такое о ком! О самом Марксе! Щеки у Галины Васильевны надулись, и на лице явно прочитывалась обида на Маркса: надо же, великий человек, и такая национальность!

В классе начали хихикать.

- Так какую национальность писать? - спросил Сенюшкин в третий раз.

Галина Васильевна выдохнула и произнесла скороговоркой:

- Где родился - ту национальность и пиши.

- Пишу. Карл Маркс, национальность - Трир, - немедленно откликнулся Сенюшкин под общий хохот.

А я подумала: как чудесно звучала бы эта национальность в марксовой биографии. "Карл Маркс, трир по национальности, родился в Германии…". Или: "Карл Маркс родился в семье немецких триров…" Простенько, элегантно и до того непонятно, что не вызывает никаких вопросов. И не торчит из текста красным указующим перстом: вот, мол, кто он на самом деле, хоть и родился в Германии.

Говорят, Галина Васильевна после того, как мы закончили школу,  перешла на преподавание истории средних веков и никакой другой. А я до сих пор в компании слово "еврей" произношу с усилием. Даже слово "жопа" дается мне легче. По крайней мере, на "жопу" почти никто не обижается.