Бостонский КругозорЛИЧНОСТЬ

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

30 марта исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Ковенацкого (1938-1986). Он - яркая и трагическая фигура советского андерграунда 60-70 годов минувшего века. Стихи и графика Владимира Ковенацкого, продолжавшие в своеобразно трансформированном виде традиции символизма, тесно связаны с его увлечением эзотерикой. Он серьёзно интересовался учением выдающегося философа-мистика Георгия Гурджиева, который, совместно с оккультным российским писателем начала века П.Успенским, был одним из творцов целой культурной эпохи первой половины ХХ столетия.
__________________
В фотоокне
Художник и поэт Владимир Ковенацкий (1938 - 1986 гг.)

30 марта исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Ковенацкого (1938-1986). Он - яркая и трагическая фигура советского андерграунда 60-70 годов минувшего века. Стихи и графика Владимира Ковенацкого, продолжавшие в своеобразно трансформированном виде традиции символизма, тесно связаны с его увлечением эзотерикой. Он серьёзно интересовался учением выдающегося философа-мистика Георгия Гурджиева, который, совместно с  оккультным  российским писателем начала века П.Успенским, был одним из творцов целой культурной эпохи первой половины ХХ столетия.

 

НЕУДОБЕН, ПОТОМУ НЕУГОДЕН

В 1960-х годах, после падения культа личности, в СССР началось медленное оттаивание культурной жизни, получившее название "хрущевской оттепели". Группы творческой интеллигенции образовывали  в ту пору своеобразный андеграунд, который не был политически или идеологически ангажирован. Тем не менее, идейно и практически противостоял режиму, развивая идеи и утверждая ценности, идущие вразрез с навязываеммыми сверху партийной пропагандой.

В творчестве Ковенацкого той поры  ярко отобразились эти неоднозначные  и зачастую  противоречивые процессы. Он был своеобразным представителем эзотерической богемы того времени, что нашло отражение в созданном им произведении "Маятник" - большой символической гравюре маятника, основанного на одноименном сюжете рассказа Эдгара Алана По.

Советская власть, естественно, не жаловала неудобного ей художника и поэта. В 1973 году в связи с опубликованием подборки стихов за рубежом (в ФРГ) Ковенацкий был уволен из студии "Диафильм" и  постепенно лишился работы в издательствах.
Вообще же, как и весь советский андерграунд,  последователи Гурджиева находились пол неусыпным оком спецслужб.


ХУДОЖНИК ПАЛ ОТ РУК КГБ

Пользуясь своими изощренными методами, КГБ умело подсаживал в андерграундную среду своих "агентов влияния", которые "ненавязчиво"  пытались направить новоявленных  адептов в их эзотерических изысках. в "нужное" направление.

Именно так, воспользовавшись приверженностью их к "четвертому пути" - этой мистической эзотерической практике внутреннего развития, созданной Гурджиевым. внедренные "агенты влияния" стали вовлекать искателей истины в эксперименты по управлению сознанием, которые под опекой КГБ проводились в некоей "лаборатории биоинформации". Фактически же там выполнялась секретная программа по изучению воздействия  на человека препаратов типа ЛСД. Зачем это нужно было, теперь хорошо известно, но тогда КГБ крайне были нужны добровольцы, на которых можно было бы испытывать действие препаратов. Членам же андерграундных групп это преподносилось как возможность быстрой и эффективной реализации ими на практике идей Гурджиева об обязанности людей "платить" за благо жизни в планетарном мире и тем самым участвовать в общей работе по поддержанию Космоса.

Не избежал этого и Ковенацкий. Втершаяся к нему в доверие некая личность, настырно претендовавшая на звание его друга и "советчика по творческим задумкам", убедила его, что только участие в экспериментах откроет ему некий эзотерический "просвет в пространстве". Владимир, вняв уговорам "друга", согласился.

Опыты по управлению сознанием закончились для Ковенацкого печально: кагэбистские "исследователи" передозировали ему препарат, считая что поскольку он -мужчина крупный и здоровый, то ему можно дать и большую дозу. В результате тонкая и ранимая психика художника подверглась необратимым воздействиям, что впоследствии послужило одной из причин, приведших его к трагическому концу.


...А ЕГО "ДРУГ"-ПОДЛЕЦ ПРОЦВЕТАЕТ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Ну, а что же "агент влияния", "лучший друг" Владимира Ковенацкого?  Тот, естественно, сам ни в каких поисках медикаментозного "просветления" не участвовал, и когда задание по зомбированию художника было завершено и стало понятно, что дальше тут делать нечего, в начале 1980-х благополучно эмигрировал в США, заодно прихватив оригиналы лучших работ Ковенацкого и доски (металлические печатные формы)  его гравюр.

Сейчас эта личность там процветает, открыв в Нью-Йорке свой  "частный архив" из им похищенного.  А ещё - занимает пост Программного директора в одном из крупных благотворительных фондов… Надев в Америке личину благородного мецената, экс-"агент влияния" несколько лет назад даже устроил в Нью Йорке большую выставку из похищенных им работ Владимира Ковенацкого. Она буквально произвела фурор в кругах тамошнего художественного истеблишмента.


В РОССИИ ТВОРЦА НЕ ЗАБЫЛИ

Ну, а что же  в России, где жил и творил художник и поэт? Он не забыт, наоборот, его произведения помнят и любят, поют песни на его стихи. С 26-го марта по 7-е апреля в Москве пройдет выставка работ, посвященная 75- летию Владимира Ковенацкого. Идея выставки принадлежит молодым поклонникам его творчества. К сожалению, то, что умыкнул его "лучший друг", в том числе и знаменитый "Маятник" на выставке в оригиналах представлено не будет: укравший эти работы экс-"агент влияния" на это ни за что не согласится…

В годы расцвета его творчества мне пришлось встречаться и общаться и с ним, и с его семьей: родителями,  сестрой. Я благодарен судьбе, давшей мне такую возможность.