Бостонский КругозорСКАНДАЛ

ПОДНОЖКА

Что же полезного и кому принесла эта скандальная история вокруг уникального Музея русских икон в Массачусетсе, устроенная недальновидными российскими чиновниками? Полезного? Ничего и никому. Гордон Лэнктон в результате, конечно, вернул досрочно в Россию экспозицию. За день её демонтировали и отправили назад хозяевам, поставив крест на шестизначной сумме издержек, понесенных меценатом. Лэнктон пошёл на это, опасаясь, что нынешние российские власти больше не пустят его в страну, которую он полюбил, и где находятся подразделения его бизнеса. Российские же чиновники, раздувшие всю эту мутную историю, своими действиями в очередной раз подтвердили опасения той части делового мира, которая с недоверием относится к возможности вести сегодня с Россией честное, взаимовыгодное сотрудничество. Да и возможностью больше рассказать американцам и приезжим из других стран о России не воспользовались. Как видим, последствия российской подножки в результате больно сказались и на её авторе. Не плюй в колодец...

В ГОРОДКЕ КЛИНТОНЕ

Кент Рассел, куратор (директор) Музея русских икон в американском городке Клинтоне, что в штате Массачусетс, не скрывает тревоги и не расстаётся с надеждой на лучшее. "...Музей русской иконы ожидает, что проблема будет полностью разрешена. Мы надеемся, что важный обмен предметами культурных ценностей продолжится между нашими странами. Мы надеемся, что российское правительство увидит неисчислимую цену продолжения культурного обмена между нами...", - зявил он "Кругозору".

Дипломатичности Рассела надо отдать должное. Аховая ситуация, в которой уникальный американский музей оказался по инициативе российского Министра культуры Александра Авдеева, вполне заслуживает реакции бурной. Чем же встревожен Рассел, о какой проблеме речь?

 
...О Музее русских икон "Кругозор" уже писал. Его уникальность не преувеличена - во всей Америке другого такого музея нет. Частный он, создан коллекционером, промышленником и меценатом Гордоном Лэнктоном на собственные средства. В его коллекции более трёх сотен русских икон. Удивитесь: откуда страсть американского протестанта к православию, к русским иконам? Нет, скорее изначально страсть не к этому возникла, а к самой России. 22 года тому назад впервые там побывав, Лэнктон проникся, был поражён увиденным и узнанным. История России, особенно победа над фашизмом во Второй мировой войне, русская культура потрясли американца. А случайное приобретение в Измайлово в качестве сувенира за 20 долларов иконы Николая Чудотворца предопределило и дальнейшую жизнь самого Гордона Лэнктона, и создание им и последующую судьбу Музея русских икон. 

Сегодня здесь не только экспонируется  неповоримая в США коллекция русских икон, в том числе и созданных в давние века, но и проводятся различные культурологические конференции, музыкальные и литературные вечера. А ещё в этом же месте устраиваются выставки коллекций других музеев мира. И вот одна из них - "Сокровища России" - торжественно открылась 23 октября прошлого года. Вернисаж посетили русские олигархи и духовенство. Выставка быстро вызвала восторженные отклики посетителей и американской прессы, Было от чего, ведь здесь экспонировались шедевры, никогда прежде не покидавшие Россию: 37 икон из московсого Музея Андрея Рублева и среди них - ценнейшая, письма самого Андрея Рублёва, икона "Живоначальной Троицы".

ФОРС-МАЖОР

Выставка должна была продлиться до настоящего времени, то есть до нынешнего июля. Но и пяти месяцев не прошло со дня её открытия, как неожиданно в марте из России пришла ошеломляющая весть: Москва потребовала всё выставленное... срочно назад. Гордон Лэнктон, ошарашенный "сюрпризом" российских партнёров, срочно опубликовал в интернете своё письмо членам попечительского совета и всем друзьям Музея. Он сообщал, что Министр культуры Российской Федерация применил редко используемый правовой маневр, называемый "форс-мажор", относительно выставки. Этот правовой акт обязывает Музей немедленно вернуть 37 икон и артефактов в Музей Андрея Рублева, хоть американский партнёр, честно соблюдавший все условия контракта, не давал для этого никакого повода. Лэнктон считал произошедшее недоразумением и надеялся разрешить его с российской стороной, чтобы выставка, как и предполагалась, продлилась до июля. Так и заверял в письме.

Увы...

"Все это такой кошмар!.." изумляется Кент Расселл. "Ведь были намечены коллективные посещения выставки, предполагались целые экскурсионные туры, которые мы были вынуждены отменить. Потрачены средства на устройство выставки, на рекламную кампанию. Всего ушло около 300 тысяч (!) долларов.

Лэнктон же, когда его спрашивали, рассчитывает ли он хоть компенсацию получить в связи с вынужденным досрочным закрытием экспозиции, невесело отвечал, что никакая компенсация не покроет нанесенного делу ущерба.

Словом, российская сторона сделала своему абсолютно ничем не провинившемуся американскому партнёру из массачусетского городка Клинтона самую настоящую подножку. Почему? Какие такие "форс-мажорные обстоятельства" вынудили? Форс-мажор - это обстоятельства, не зависящие от действий сторон, участвующих в сделке, ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств и освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности. Например, стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции... Так во всём мире, в том чисое в России, определяется в гражданско-правовых системах. В то же время форс-мажорными не признаются ситуации, порождающие коммерческий риск.

ЗА ЧТО?!.

Тогда как же объяснить произошедшее? За что так жестоко наказали Музей русских икон в Клинтоне? Да ни за что! И вовсе даже не питают россияне никакого зла к Музею. И лично к Гордону Лэнктону очень даже тепло относятся. Да и не только этот, но и другие американские музеи оказались жертвами российского гнева: Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Музей Гетти (J. Paul Getty Museum) - самый крупный художественный музей в Калифорнии, Хьюстонский музей естественных наук. В этих музеях  тоже экспонировались разные художественные и исторические ценности из России, которые внезапно затребовали назад. Причём, россияне к данным музеям также не имеют никаких претензий.

Причина совсем в другом. 30 июля прошлого года года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил: Россия должна выдать "библиотеку Шнеерсона", хранящуюся в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве, иудейскому религиозному движению "Хабад Любавичи", штаб-квартира которого находится в Бруклине, штат Нью-Йорк. Это решение Ройс Ламберт принял на основании законе США "Об иностранном суверенном иммунитете" (US Foreign Sovereign Immunities Act), дающем право американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. В данном случае суд счел, что Россия приобрела собственность "дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации".

Итак, речь о передаче движению "Агудас Хасидей Хабад" десятков тысяч иудейских книг и рукописей из так называемой "Коллекции Шнеерсона". При этом судья изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части - семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.

Эту коллекцию-библиотеку начал собирать ещё в 1772 году Любавичский ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон. Во время Первой мировой войны, спасаясь от приближующихся военный действий, он переехал из Любавичей в Ростов-на-Дону. Часть библиотеки - тысячи книг, среди которых уникальные, начала XIX века, - сдал на хранение в Москве на книжный склад. После Октябрьского переворота это всё  национализировали большевики. Оставшуюся же у себя часть библиотеки - не менее уникальную - Шнеерсон вывез за границу при эмиграции: в Латвию, а потом и в Польшу. Там с началом Второй мировой войны исторические ценности отобрали нацисты. Ребе же в последствии при помощи американцев перебрался в Нью-Йорк, обосноваться в Бруклине. Там сейчас и находится всемирный центр любавических хасидов. Та же часть коллекции, что отобрали нацисты, оказалась в 1945 году в качестве трофея у советских войск. Вот эти ценнсти, а также те, что были экспроприированы большевиками, и осели в бывшем СССР - нынешней России.

Решение вашингтонского Федерального суда там, понятно, не признают, считая, что дело не находится в юрисдикции американских судов. Судья же американский не признал протестного заявления российского, ибо по законодательству США суверенное государство не имеет иммунитета в отношении собственности, приобретенной в нарушение международного права.

ЧИНОВНИЧЬЕ "А ВДРУГ?.."

Российский Министр культуры Александр Авдеев встревожился: а вдруг находящиеся в США культурные и исторические ценности из российских музеев американцы возьмут и арестуют? Ведь на эту российскую собственность не распространяется дипломатический иммунитет. Вот и решило Минкультуры Российской Федерации экстренно отозвать экспонаты из США.

Но где же логика? Ведь российские реликвии отправились в тот же Музей икон спустя по крайней мере месяц после так испугавшего Авдеева решения Федерального суда в Вашингтоне, удовлетворившего иск находящейся в Бруклине головной организации любавичских хасидов "Агудас Хасидей Хабад". Тогда у российских отправителей опасений никаких не было. И вдруг взыграло: да это же америкосы! Враг номер один! Гнобитель всего человечества! Союзник Израиля!.. Курс на пресловутую перезагрузку, взахлёб провозглашаемую президентами Медведевым и Обамой - по боку. Расхожее высказывание о том, что политика - это искуство компромисса - по боку тоже (кстати, сам Александр Авдеев - профессиональный дипломат, в прошлом россиский посол во Фрвнции). Видно, в понимании тех, кто сегодня в России реально проводит политику, слово  "компромисс" сродни признанию своей слабости.

А ведь куда проще было бы сразу же после насторожившего решения Федерального суда вступить в переговоры с Госдепартаментом о гарантиях, что экспонирующимся в США  росийским ценностям ничто не угражает. Не внезапно отозвать уже пять месяцев экспонирующиеся реликвии, против чего, естественно, возражали и владелец Музея русских икон Лэнктон, и Госдепартамент, а тотчас после так напугавшего суда. По этому поводу авторитетная американская газета "Вашингтон таймс" в большой статье, посвящённой данной непприглядной истории, привела пояснение Говарда Спайеглера (Govard Spiegler), юриста Международной юридической группы в Нью-Йорке. Выставки, которые привезены из-за рубежа, - сказал он, до тех пор, пока они сертифицированы Государственным департаментом, защищены от ареста.   

Что же полезного и кому принесла эта скандальная история вокруг уникального Музея русских икон в Массачусетсе, устроенная недальновидными российскими чиновниками? Полезного? Ничего и никому! Гордон Лэнктон в результате, конечно, вернул в Россию экспозицию. За день её демонтировали и отправили назад хозяевам, поставив крест на шестизначной сумме издержек, понесенных меценатом. Лэнктон пошёл на это, опасаясь, что нынешние российские власти больше не пустят его в эту страну, которую он полюбил, и где находятся подразделения его бизнеса. Российские же чиновники, раздувшие всю эту мутную историю, своими действиями в очередной раз подтвердили опасения той части делового мира, которая с недоверием относится к возможности вести сегодня с Россией взаимовыгодное сотрудничество. Да и возможностью больше рассказать американцам и приезжим из других стран о России не воспользовались.

Как видим, последствия российской подножки в результате больно сказались и на её авторе. Не плюй в колодец...

---------------
На фото: Куратор (директор) Музея русских икон Кент РАССЕЛ; письма Андрея Рублёва икона "Живоначальной Троицы"; основатель и владелец Музея Гордон ЛЭНКТОН; в Музее.