Бостонский КругозорБОЛЬ ДНЯ

Иерусалим и Тель-Авив обстреливаются ракетами. Зачем?

...17 июля ООН сообщила, что она обнаружила 20 ракет в одной из школ Газы. И оттуда они запускают ракеты по Иерусалиму и Тель-Авиву. Но зачем? Эти ракеты не могут причинить серьёзного ущерба, так как их перехватывает израильская противоракетная система Железный Купол. Даже руководитель Западного Берега Махмуд Аббас спросил их: "Чего вы хотите добиться, запуская ракеты?".
Это выглядит бессмысленным, если только вы не поймёте, что, как было объяснено 15 июля в редакционной статье "Джерузалем Пост", главная их задача - привлечь ответный огонь израильской армии. Это позволяет продемонстрировать международному телевидению мёртвых палестинцев. Именно поэтому Хамас заставляет своих собственных жителей не пытаться уйти из своих домов после разбрасываемых Израилем листовок с предупреждением о намеченной атаке...
______________________

ОБ АВТОРЕ. Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer) - влиятельный американский политический комментатор, колумнист, спичрайтер, журналист, врач. Родился в 1950 году в Нью-Йорке. Закончил в 1970 г. университет Макгилла, получив степень в политических науках и экономике. Продолжил образование в Оксфорде. Вернувшись в США, поступил в Гарвардскую Медицинскую Школу, получив в 1975 году степень доктора медицины. До конца 70-х проходил резидентуру и занимался научными исследованиями в области психиатрии. После переезда в Вашингтон начал писать статьи на политические темы, а в 1980 стал спичрайтером вице-президента Уолтера Мандейла. В 1981 г. перешел в журнал The New Republic как автор и редактор. Так началась его журналистская карьра. С 1985 г. и по сей день пишет еженедельные колонки для газеты The Washington Post. Краутхаммер - лауреат Пулитцеровской премии 1987 г. Он также эссеист журнала Time, соредактор The Weekly Standard и The New Republic, политический аналитик FOХ News и еженедельный обозреватель Inside Washington. В 2006 г. газета Financial Times назвала Краутхаммера самым влиятельным политическим комментатором Америки.

Израиль принял условия предложенного Египтом прекращения огня; Хамас продолжает стрелять. Хамас намеренно нацеливает свои ракеты на мирных граждан; Израиль скрупулёзно пытается избегать жертв среди мирного населения, предупреждая по телефону об обстрелах в данном районе и даже выстреливая в намеченное здание небольшую ракету без заряда - так называемый "стук в крышу".

"В этом разница между нами", - объясняет премьер-министр Израиля. - "Мы используем ракеты для защиты нашего населения, а они используют своё население для защиты своих ракет".

Момент такой моральной ясности редко случается в международной политике. И, тем не менее, мы неизменно слышим, что эта борьба между Израилем и Газой описывается как морально эквивалентный "замкнутый круг насилия". Но это абсурд.

     Какой может быть интерес у Израиля к подобной перестрелке через границу? Все знают, что эту мини-войну начал Хамас. И все знают гордо провозглашаемый raison d'etre (смысл существования) Хамаса - искоренение Израиля и его евреев.

Апологеты Хамаса объясняют его жажду крови израильской оккупацией и блокадой. Оккупация? Неужели всем настолько отшибло память? Меньше, чем 10 лет назад, мировое телевидение показывало, как солдаты израильской армии стаскивают упрямых поселенцев с крыш синагог в Газе в ходе ликвидации Израилем поселений, изгнания её жителей и отвода своих войск,  вручив палестинцам (арабам, населяющим полосу Газа - прим. перев.) всю Газу до последнего дюйма. В Газе не осталось ни единого солдата, ни единого поселенца, вообще ни единого израильтянина.

И не было никакой блокады. Наоборот.  Израиль хотел, чтобы новое палестинское государство преуспело. Чтобы помочь Газе экономически, Израиль отдал палестинцам свои 3,000 теплиц, в которых выращивались фрукты и цветы на экспорт. Он открыл контрольно-пропускные пункты на границе и поощрял взаимную торговлю.

Вся идея состояла в том, чтобы создать модель для двух государств, мирно и продуктивно живущих бок о бок. Похоже, что никто не помнит, как одновременно с уходом из Газы Израиль ликвидировал четыре небольших поселения в северной части Западного Берега (в Самарии - прим. перев.) в качестве ясного сигнала о желании Израиля уйти также и из Западного Берега, чтобы реально добиться создания двух дружественных государств.

И это - не какая-то древняя история. Это все было девять лет назад!

Как же отреагировали арабы Газы на то, что израильтяне вручили им нечто такое, чего они не получали ни от одного из предыдущих правителей - ни от египтян, ни от британцев, ни от турок, а именно - независимую территорию? Прежде всего, они тут же разрушили теплицы. А потом они избрали Хамас. Вслед за этим, вместо того, чтобы приступить к построению государства со всеми его сопутствующими политическими и экономическими институтами, они потратили лучшую часть десятилетия на то, чтобы превратить Газу в массивную военную базу, до краёв наполненную смертоносным оружием, с единственной целью - вести нескончаемую войну против Израиля.

Где автомобильные шоссе и железные дороги, где промышленность и инфраструктура нового палестинского государства? Нет их. Вместо них они построили, милю за милей, подземные туннели, чтобы прятать своё оружие, а также своих военных командиров, когда их припечёт. Они потратили миллионы на импорт и производство ракет, пусковых установок, миномётов, стрелкового оружия, даже беспилотников. Они умышленно разместили их в школах, больницах, мечетях и в частных жилых домах, чтобы наиболее эффективно подставить под ответные удары своих собственных мирных жителей. (Как раз в четверг, 17 июля, ООН сообщила, что она обнаружила 20 ракет в одной из школ Газы). И оттуда они запускают ракеты по Иерусалиму и Тель-Авиву.

Но зачем? Эти ракеты не могут причинить серьёзного ущерба, так как их перехватывает израильская противоракетная система Железный Купол. Даже руководитель Западного Берега Махмуд Аббас спросил их: "Чего вы хотите добиться, запуская ракеты?".

Это выглядит бессмысленным, если только вы не поймёте, что, как было объяснено 15 июля в редакционной статье "Джерузалем Пост", главная их задача - привлечь ответный огонь израильской армии.

Это позволяет продемонстрировать международному телевидению мёртвых палестинцев. Именно поэтому Хамас заставляет своих собственных жителей не пытаться уйти из своих домов после разбрасываемых Израилем листовок с предупреждением о намеченной атаке.

Намеренно вести войну таким образом, чтобы твои собственные жители могли телегенично погибнуть - это преступление, моральное и тактическое безумие. Но оно базируется на весьма рациональной предпосылке: учитывая вполне орвеллианское поведение мира по отношению к Израилю (возьмите, например, этот гротескный Совет ООН по правам человека), подпитываемое смесью классического антисемитизма, почти тотальной исторической безграмотности и рефлекторной симпатии к мнимым угнетаемым жителям Третьего мира, эти бесчисленные картинки убитых палестинцев на телеэкранах мира, в конце концов, ослабляют поддержку легитимности Израиля и его права на самозащиту.

В мире с подобным кафкианским этическим извращением безнравственность Хамаса обретает смысл. Это мир, в котором бойня в Мюнхене превращается в захватывающий боевик, а убийство Клингхофера становится оперой - и в обоих этих "шедеврах" видна глубокая симпатия к убийцам. Это мир, в котором ООН игнорирует самых худших преступников против человечности, но постоянно клеймит Израиль - страну, против которой в течение 66 лет идёт война, но которая, тем не менее, идёт на самые крайние меры, чтобы избежать жертв среди невинных людей, используемых её врагами в качестве живого щита.

Это говорит только в пользу израильтян, которые среди всего этого безумия не утратили своих моральных принципов. Или силы духа. Поэтому у тех, кто живёт за пределами этого региона, есть минимальная обязанность - обличать безумие и говорить правду. Она редко проявляется столь ясно и отчётливо.

На фото: Чарльз Краутхаммер.

_________________________
Опубликовано в газете "Вашингтон Пост"17 июля 2014 г.,
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, июль 2014 г.