Бостонский КругозорБОЛЬ ДНЯ

В ЧЕСТЬ ХОДОРКОВСКОГО - СИМФОНИЯ. ЕГО МАМА - О СЫНЕ

...Мы не должны при этом упускать из виду, что при всей несгибаемости подсудимого, на наших глазах разворачивается человеческая трагедия, и что трагедии происходят здесь и сейчас и бывают не только в литературе. Мне больно сознавать, что цена, которую платит Ходорковский, может оказаться слишком высокой. Это может стать ценой жизни. У меня нет реальной возможности помочь ему и его сподвижникам. Моя область - это Музыка и я могу посвятить её этим достойным людям.

19-й век, Лондон. Городские парки наполнены классической музыкой. Неспешно прогуливающаяся публика наслаждается успокаивающими звуками. Полюбились людям такие концерты. И в 1895 году возник, ставший впоследствии традиционным,  международный, фестиваль "The Proms" ("prom" - сокращенная форма слова "променад": прогулка). А через три десятка лет - в 1927-ом - к организаторам и спонсорам фестиваля подключилась корпорация ВВС. И фестиваль стал называться "The BBC Proms". Более 90 концертов звучат сейчас в рамках этого крупнейшего в мире фестиваля классической музыки, который проходит ежегодно в течени восьми недель в лондонском Королевском Альберт Холле.
В этом году на фестивальном концерте главным его номером была торжественно представленая симфония номер 4 "Лос-Анджелес" эстонского композитора Арво Пярта в исполнении музыкантов британского Оркестра Филармония под управлением финского дирижера Эса-Пекки Салонена. Арво Пярт - один из самых выдающихся современных композиторов в мире, обладатель многочисленных наград Американской академии искусств и литературы и Музыкального фонда Леони Соннинг за свою уникальную постмодернистскую, минималистскую музыку. Недавнее исполнение симфонии номер 4 "Лос-Анджелес" в Лондоне было также приурочено к отмечаемому в этом году 75-летию самого Пярта

Почти четыре десятка лет Арво Пярт не создавал симфоний. Свою новую, четвёртую по счёту, он посвятил Михаилу Ходорковскому. Почему? А почему вскоре после злодейского убийства Аны Политковской Пярт все исполнения своих произведений в 2006 и 2007 годах посвящал памяти этой несгибаемой демократческой журналистки? В конце прошлого года в Хельсинки, где проходила европейская премьера Четвёртой симфонии, у Арво Пярта взяло интервью радио "Свобода". радио "Свобода". Среди прочего спросили: "Вы уехали из советской Эстонии в конце 70-х. Сейчас нет СССР, и Россия - совсем другая страна. Казалось бы, совсем чужая для вас. Почему вам столь небезразлично то, что происходит здесь?". Арво ответил: "Эта страна не может мне быть чужой - несмотря на любые обстоятельства. Можно сказать словами Игоря Стравинского, который большую часть своей жизни провел на Западе: "Мой молитвенный язык - это русский язык".

По собственному признанию композитора его Четвертая симфония вдохновлена текстом Канона Ангелу Хранителю. Хотя слова Канона и не звучат в оркестровом произведении, но, тем не менее, они легли в основу всей структуры симфонии.

- Таким музыкальным способом мне хотелось протянуть руку узнику - Михаилу Ходорковскому. И в его лице - всем бесправным узникам в России. Мне хотелось послать им весточку мира душевного и бодрости духа, несмотря на все удручающие обстоятельства их заключения, - говорил Арво Пярт накануне концерта.

Полный текст заявления Арво Пярта

"Все уже достаточно наслышаны о суде над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Несправедливость и неправильность этого дела уже никого не удивляет. С несправедливыми процессами в России мы встречались и раньше. Но в деле Ходорковского происходит нечто существенно новое. Новость заключается в том, что в процессе расследования больше не соблюдается видимость законности, сняты все привычные маскировки под закон и конституцию. Более того, создаётся впечатление, что независимость от каких бы-то ни было правовых норм демонстрируется специально. Очень ясно всем даётся понять - "Михаил Ходорковский никогда не должен оказаться на свободе и истина тут не имеет никакого значения". Откровенность, с которой это демонстрируется, читается общественностью как ясный сигнал, что законы отныне имеют чисто декоративный, относительный характер, и что вся юриспруденция существует не для сохранения законности, а для осуществления той самой "высшей воли".
Эти новые тенденции в Российском правовом ландшафте превращают судебный процесс над Михаилом Ходорковским и его сподвижниками в крупнейшее событие государственного масштаба, затмевающее по своей значительности всё, что происходит в стране.
То, что делается в московском суде, можно только назвать расправой. Огромная государственная машина работает над уничтожением человека, которого ей не удаётся сломить морально. Я преклоняюсь перед стойкостью и самообладанием Михаила Ходорковского, перед его интеллектуальной продуктивностью в таких немыслимых условиях. Его статьи уже сейчас могут быть ценными учебниками по самому широкому спектру экономики и права. Михаил Ходорковский фактически триумфирует над своими обвинителями. В моих глазах это многолетнее противостояние двух несоизмеримых сил приобретает поистине библейский масштаб. Давид и Голиаф.
Мы не должны при этом упускать из виду, что при всей несгибаемости подсудимого, на наших глазах разворачивается человеческая трагедия, и что трагедии происходят здесь и сейчас и бывают не только в литературе.
Мне больно сознавать, что цена, которую платит Ходорковский, может оказаться слишком высокой. Это может стать ценой жизни. У меня нет реальной возможности помочь ему и его сподвижникам. Моя область - это Музыка и я могу посвятить её этим достойным людям.
Я приветствую от всей души маму Ходорковского, Марину Филипповну, присутствующую на сегодняшнем концерте, и надеюсь, что моя музыка будет ей утешением и покажет, что мир не забыл ее сына и поддерживает его в борьбе за освобождение".

В лондонской студии ВВС журналист Сева Новгородцев провёл беседу с мамой Михаила Ходорковского Мариной Филипповной, которая специально приехала в Лондон на этот концерт.


СМОТРЕТЬ: