Бостонский КругозорПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

Дети с первых дней своей жизни "проверяют нас на прочность". Плачь с инстинктивным требованием внимания из-за голода или запачканых пеленок, затем - требование спать с родителями в их постели. Затем - припадки буйства, с паданием на пол и истерикой, если вы отказались купить им что-то в магазине. Дашь слабинку - и они уже сидят у тебя на голове.

Моему сыну было три года, когда он сделал что-то, что вывело меня из терпения. Я, в присутствии посторонних людей, шлепнула его по попке. Малыш с грозным лицом двинулся на меня с кулаками. И я сделала вывод: никогда и ни прикаких обстоятельствах нельзя наказывать его в присутствии посторонних. Он, трехлетний, инстинктивно потребовал от меня уважения к его личности! И был абсолютно прав. Он меня научил на всю оставшуюся жизнь.

С тех пор я всегда старалась действовать внушением, объяснять, вести с ним беседы. И должна сказать, что когда мне начинают рассказывать о мучительном для родителей юношеском возрасте, гормональных взрывах, ведущих к бунту в разных проявлениях, я всегда слушаю и думаю про себя: какое счастье, что мы ничего подобного не испытали в нашей семье. И вовсе не потому, что я такая умная. Скорее, мне повезло, что мой ребенок сам имел дотаточно здравого смысла, а кроме того, его день был загружен. Он занимался спортом, а потом - с учителями, готовившими его к сдаче экзаменов в институт. На глупости просто не было времени.

Произошёл один-единственный случай, когда в восьмом классе ему и двум его друзьям взбрело в голову побриться зимой наголо: "под Котовского". Сын явился вечером очень возбужденный, рассказал нам о договоре и попросил меня его постричь, оставив на голове полсантиметра волос. Тут на сцену выступил мой муж, который сказал: "Нет, так дело не поедет. Иди в Сандуны (Сандуновские бани напротив дома, где мы жили), там парикмахерская работает до 9-ти вечера, ты успеешь! Раз договорились - иди, брей башку!". Я, конечно, тоже высказалась, предупредив сына, что сенсация продлится ровно на три дня, после этого они будут выглядеть полными идиотами. Не говоря уже о том, что зима, холодно, кругом сквозняки, а если мерзнет голова, то мерзнет все тело. Кроме того, когда волосы начнут расти, вся голова будет чесаться. Мое дело предупредить, а там делай, как хочешь, чтоб тебя не назвали маменькиным сынком.

И чтобы Вы думали? Все произошло точно по моему сценарию. Буквально через три дня подходит ко мне мой сынок и просит моток шерсти, чтобы связать себе тюбитейку. (Он пошел в моего отца и умел вязать крючком). А еще через несколько дней он набрасывается на меня с претензией: почему я их не остановила? И получил такой ответ: "В жизни бывают всякие ситуации и очень важно иметь свой собственный опыт. Может быть в другой раз, ты будешь прислушиваться к моему мнению и относится с уважением к тому, что тебе говорят и советуют родители".

Конечно, были случаи, когда и я срывалась. А мой муж вообще не был так терпелив, как я, и по складу своего характера просто сразу переходил к физическому воздействию.Я, в свою очередь, вставала грудью на защиту сына. В результате у меня с мужем были большие трения по поводу методов воспитания.

Мы жили в Монголии, куда были направлены в долгосрочную командировку.  В то время в этой стране, дизентерия и болезнь Боткина (желтуха) были так же распространены, как простой насморк. Сын заболевает дизентерией  в такой серьезной форме, что мы его чуть было не потеряли. Советской детской больницы нет. О монгольской - и говорить не приходилось, так как тогда там детей до года даже не регистрировали, смертность достигала 70-ти процентов. Ребенок был дома, мы дежурили у его постели по очереди, день и ночь. Регулярно приходил русский врач и медсестра из советской поликлиники.

И вот после всех этих мытарств я вдруг обнаруживаю, что сын начал грызть ногти. Тут мы с мужем как воспитатели  впервые за пять лет оказались единодшныи. Вооружившись ремнями, мы дружно ринулись в бой. Ребенок получил по первое число. Само собой, убивать мы его не собирались, и наказание ремнем было достаточно символическим. Но даже не это главное. Главное в том, что его потрясло наше единство. Больше он ногти никогда не грыз. И, что интересно, запомнил этот случай из своего детства навсегда, а сейчас ему 41 год.

Я абсолютно не призываю детей бить (даже само слово "бить" слишком сильное, вернее будет - наказывать физически). Я, скорее, к тому, что в семье должно быть единство взглядов, последовательность и постоянство в воспитании ребенка. Дети же с первых дней своей жизни "проверяют нас на прочность". Плачь с инстинктивным требованием внимания из-за голода или запачканых пеленок, затем - требование спать с родителями в их постели. Затем - припадки буйства, с паданием на пол и истерикой, если вы отказались купить им что-то в магазине. Дашь слабинку - и они уже сидят у тебя на голове. В таких случаях лучше всего постараться отвлечь чем-нибудь интересным. Шлепать нежелательно, но, опять же , это зависит от ребенка. В некоторых случаях, "порка" оказывается самым действенным лекарством. Знаю по рассказам мамы: в детсте я как-то пыталась добиться от  нее чего-то, устроив истерику с паданием на землю и истошным криком. Получила от мамы за это хорошую "порку". После этого никогда на землю не падала и истерики не устраивала.
 
Дети имеют разные характеры, и есть такие, которые не понимают слов, поддаются только силе или проявлениям сильной воли. От родителей зависит, какой метод они изберут, досконально изучив характер своего ребенка.Уже будучи девушкой, я встречалась с мальчиками, и со мной был такой случай. Мой отец, человек военный, требовал от нас, детей, дисциплины и уважения к родителям. Мне было сказано приходить домой не позже 10:30. А я как-то явилась в 10:45. Когда я открыла дверь, меня встретила такая оплеуха, что я летела через весь коридор. И это при том, что отец меня обожал! Я обиделась, но потом, отойдя, поняла, что мой отец в течение 15 минут не находил себе места, волнуясь за меня. Больше я никогда не опаздывала не потому, что боялась, а потому, что мне был преподан урок того, как мое поведение влияло на моих близких. Вероятно, мой отец действовал так в силу своего вспыльчивого характера, но мне сразу стало все понятно. И я не знаю, насколько уговоры подействовали бы на меня  в том возрасте, в котором дети обычно считают себя умнее своих родителей.
 
Русскоговорящие эмигранты, имеющие маленьких детей, хорошо знают: дети начинают говорить по-английски намного раньше и лучше своих родителей. Они как губки впитывают то, о чем им говорят в детском саду и младших классах школы, еще не осознавая в полной мере последствий своих действий. Отшлепал отец  своего маленького сына за какой-то проступок - тот, вытирая слезы, и ничего не говоря, бежит к телефону, набирает трехзначный номер полиции и заявляет, что его избивают родители. Приезжает полиция, не разговоривая с родителями, которые толком и объясниться не могут по-английски, отбирают ребенка. Родители в ужасе. А дальше все зависит от адвоката, которого приходится нанимать нищим (в большинстве случаев)родителям, которые недавно прибыли в страну, еще не нашли работу и т.д. и т.п. Подобные случаи не единичны.
 
Эта тенденция в американском обществе объясняется желанием защитить детей от побоев, приводящих к  увечью или смерти. А где граница силового воспитания и действительного нанесения увечий? Скорее всего, это присутствие или отсутствие травм на теле ребенка. Но для того, чтобы доказать свою правоту, русским в Америке приходится сталкиваться с системой, а ее, если нет денег или умного адвоката, не так уж просто победить!
 
Общая развязность, безкультурие в общественных местах, раздражающе громкая речь американских детей - это то, что бросается в глаза прибывшим из России. Зависит это от того,что воспитание детей в Америке основано на понятии свободы: пускай что хотят - то и делают, детей нельзя ограничивать. По американскому образцу ребёнку нужно прививать, с одной сторон, стремление во всем быть первым. С другой же стороны дети должны следовать тому, что диктует "толпа". Например, в школе: кроссовки должны быть не дешевле ста долларов, мобильный телефон - самый дорогой, такой, который одновременно и словарь, и компьютер, и фотоаппарат, и т.д. 
Двоюродная племянница спрашивает меня: ты была популярна в школе?
Кто думал о популярности в советской школе? Такого понятия просто не было! Все носили одинаковую форму. О том, у кого какая внешность, тоже речь не шла. Мы все были на равных, просто с одними ребятами находились общий язык или интересы и мы дружили, а с другими - нет. Но это не значило, что мы должны были их преследовать, унижать,оскорблять и т.д. А в американских школах как раз подобное и происходит. 

Мы дружили, абсолютно не ведая и не придавая никакого значения тому, кем работает папа твоих одоклассника или одноклассницы. .  


Как же их воспитывать, деток наших, как лелеять эти "цветы нашей жизни"? Что хорошо и что плохо? Общего рецепта нет. Летит время, сменяются поколения, а проблема эта никогда волновать не перестаёт. Родители, давайте продолжим разговор!..

ОТ РЕДАКЦИИ: "Кругозор" охотно поддерживает этот призыв, причём, прямо сейчас. Приглашаем всех читателей сделать это, проголосовав в традиционном месячном опросе, посвящённом как раз поднятой в этой статье проблеме:

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКИ ПРИ ОЧЕНЬ ВРЕДНОМ ИХ ПОВЕДЕНИИ?

ГОЛОСОВАТЬ